Читать нас в Telegram

В совместном проекте университетов Оксфорда и Дарема ученые поставили цель выяснить, как современный человек оценивает картины и что может повлиять на его мнение. Их проект был основан на изучении восприятия зрителями цикла картин испанского художника 17 века Франциско де Сурбарана «Иаков и его 12 сыновей», с 1756 г. хранящейся в замке Бишоп-Окленд на северо-востоке Англии.

Арт-психология: я знаю, на что вы смотрите!

Когда мы смотрим на картину, мы ее «сканируем». Инструмент визуального сканирования — это быстрая фиксация единого целого и резкие саккады — движение глаз, при котором происходит как бы перескакивание с одной детали на другую. Направление саккад определяется цветом, яркостью, текстурой элемента: что наиболее бросается в глаза, то и «перехватывает» наше внимание. Такой подход к изучению впечатления от произведения искусства позволяет дать наиболее объективную оценку вне зависимости от личных убеждений.

Но восприятие может и измениться: перестать быть объективным. Предположительно, на это могут повлиять даже краткие описания, которые сопровождают картины в галереях и музеях. Для того чтобы это подтвердить или опровергнуть, ученые предложили участникам эксперимента сначала ознакомиться с информацией о каждой картине, которая обычно представлена в музеях под каждым экспонатом на подписях, а затем измеряли время, уделенное изучению деталей, направление саккад для каждой иллюстрации с соответствующей этикеткой, используя технологии айтрекинга в лабораторных условиях.

Технология айтрекинга

Айтрекинг уже давно применяется в маркетинге, ведь наши глаза часто выдают наши намерения. Айтрекинг или управление взглядом — технология для определения положения глаз зрителя относительно дисплея, на который выведено изображение. Данные, полученные в ходе «слежения» за глазом, позволяют проанализировать как люди воспринимают визуальную информацию, что вызывает у них интерес, а какие элементы работают неэффективно.

Устройство айтрекера состоит из камер и осветителей, которые крепятся на монитор компьютера. Инфракрасный луч света направляется на сетчатку глаза, а сверхчувствительная камера записывает малейшие изменения ее положения (в том числе сужение-расширение зрачка). Изображение, на которое смотрит человек, математические алгоритмы сопоставляют с последовательными движениями глаз. Конечным продуктом исследования становятся визуализированные траектории взгляда или тепловые карты. Одни показывают, что привлекает внимание зрителя в первую очередь, а другие — что вызвало наибольший интерес.

Вне области маркетинга технологии айтрекинга тоже востребованы. Они полезны людям с ограниченными возможностями, которые не могут использовать клавиатуру и компьютерную мышь. Им достаточно движения глаз, чтобы отправлять сообщения, пользоваться поисковыми системами и другими функциями современного ПК, а также других бытовых устройств, оснащенных дисплеем, совершенно не касаясь его. Еще айтрекинг использую специалисты по когнитивным наукам, лингвисты, психологи и многие другие исследователи. Наконец, технологии айтрекинга все чаще встраивают в современную мобильную электронику: телефонам, планшетам и компьютерам легче подстроиться под пользователя, когда они «знают», что он посмотрел на экран.

Подпись к картине и первый взгляд

Исследования по айтрекингу в искусстве проводились в лаборатории с использованием цифровых копий картин. Даже если этот метод обеспечивает полный контроль над цветопередачей и четкостью изображения, условия совершенно не похожи на музей или галерею. Картины «вырваны» из привычного окружения и сложнее воспринимаются без контекста, который дает музейная атмосфера. Но что если сопроводить каждую картину описанием, которое обычно дается картине в галерее? Тогда можно добиться большей достоверности.

Такие подписи были присвоены каждой картине серии «Иаков и его 12 сыновей», но при этом характеризовали их с трех разных позиций. Участников эксперимента разделили соответственно на три группы. Группе 1 «Музейный контекст» (Museum context, МС) представили описание, делавшее акцент на смысловой составляющей картины — на Библейской легенде; Группе 2 «Эстетический контекст» (Aesthetic context, АС) — описание художественной ценности полотен; Группе 3 «Авторский контекст» (Attribution Only Context, АОС) дали общую информацию о картине и ее авторе.

Считается, что, когда на картине изображен человек, первое, на что обращает внимание зритель, это его лицо. Действительно, участники эксперимента непроизвольно вступали в контакт с лицами, однако при составлении тепловых карт айтрекинга выяснилось, что внимание зрителей, которым была предоставлена информация о эстетической ценности полотен (о уникальном стиле автора, особенностях испанской живописи, деталях картины) было более рассеяно. Такие этикетки были предоставлены Группе 2 (АС). А вот внимание Групп 1 (МС) и 3 (АОС) сосредотачивалось в основном на лицах и символах-атрибутах. Вот пример на основе изображения брата Левия.

В тепловых картах для Левия некоторые конкретные точки фиксации могут быть прослежены вплоть до деталей, упомянутых на этикетке для Группы 2: курильницы с золотой цепью, одежды, храма. Тепловая карта этой группы — справа, а слева — результаты Группы 1, которым была представлена для ознакомления легенда из Ветхого Завета.
Области, которым волонтеры уделяли внимание дольше или чаще всего, отображаются красным цветом, а те детали, которые практически были обойдены вниманием, обозначены зеленым.

Информация: больше — лучше?

Как оказалось, контекстная музейная маркировка влияет на уровень эстетического восприятия. Однако совсем не так как предполагали авторы исследования. Их гипотеза состояла в том, что чем больше информации получает зритель перед просмотром, тем больше ему нравится картина. Но ярлыки с подробным описанием картины для группы AC заставляли испытуемых меньше смотреть на лица, а значит, и картины они находили менее приятными. Это подтвердилось в ходе последующего опроса. Он же показал, что наиболее заинтересованы в картинах оказались участники группы AOC, которым дали минимум информации и свободу мысли и фантазии.

Также участникам было предложено оценить работы, как это делалось бы на аукционе. Как выяснилось, конкретика, данная изначально в описании работы, придавала им больше уверенности при оценке. Участники группы МС, опираясь на ветхозаветные описания героев картин, назвали самыми дорогими 6 холстов, группа АС с точки зрения культурной ценности — всего пять, а вот те, кому была дана лишь «выжимка», долго колебались и в итоге распространили свои суждения на восемь полотен.
Наука все ближе к пониманию того, как зрители смотрят, ценят и понимают произведения искусства

Получается, использование айтрекинга может дать научное объяснение бессознательному восприятию искусства. Предвзятость играет не последнюю роль в эстетическом суждении и, как выяснилось, письменная интерпретация может оказывать влияние на оценку произведения искусства, заставляя людей обратить внимание на иные детали.

Технология айтрекинга обеспечивает большую достоверность данных, полученных в ходе анализа мельчайших изменений человеческого глаза, по сравнению с оценками и отзывами об изображении. И она же позволит понять, почему у человека складывается именно такое впечатление о картинах: почему одни он оценивает высоко, а другие обходит вниманием, и какая информация может повлиять на эту оценку.

«Мы не знаем еще таких исследований, которые связывали бы идентифицируемые особенности цифровых копий с эстетическим удовольствием или наслаждением», — говорят ученые. На следующем этапе они собираются использовать мобильные айтрекеры для изучения эмоциональных реакций на произведения искусства уже в музейной обстановке.

Источник: Aesthetic appreciation and Spanish art: insights from eye-tracking