Читать нас в Telegram

В 2012 году в Музее Современного Искусства MoMA в Нью-Йорке прошла выставка, посвященная зарождению абстракции. Кураторы выставки всячески подчеркивали, что художники, представленные в МоМА, оказывали друг на друга сильное влияние. Выставка «Изобретая Абстракцию: 1910—1925», проиллюстрировала более 80 примеров радикальных отступлений от традиций репрезентативного искусства. В первом зале выставочного пространства находилась схема, изображающая отношения художников в зависимости от степени их отношений (интерактивная версия доступна по ссылке). Самые близкие художники находились в центре (Пабло Пикассо и Василий Кандинский).

На куратора выставки Ли Дикерман (нынешнего шеф-редактора и директора контент-стратегии MoMA) во многом повлиял курс лекций Пола Ингрэма, профессора Колумбийской школы бизнеса и старшего научного сотрудника института Chazen. Курс лекций был посвящен использованию кураторами своих профессиональных связей для достижения успеха. Ингрэм помог разработать раннюю версию схемы связей первых художников-абстракционистов, а позже использовал те же данные, чтобы начать новое исследование.

Ингрэм и его коллега из Высшей коммерческой школы Парижа Митали Банерджи использовали результаты, полученные на выставке, для изучения роли, которую творчество и социальные связи сыграли для этих художников в зависимости от уровня их известности. В исследовании 2018 года они опубликовали свои выводы, в том числе и о том, что для успешных художников умение заводить друзей может быть более важным, чем умение создавать новое в искусстве.

Исследование

Ингрэм и Банерджи начали свое исследование с количественного анализа показателей популярности, широты социальных связей и креативности художников, представленных на выставке «Изобретая Абстракцию: 1910–1925». Чтобы определить известность каждого художника, они обратились к базе данных Google исторических текстов на французском и английском языках (учитывая, что художники в основном жили во Франции и США). Они записали количество упоминаний каждого художника между 1910 и 1925 годами. Ингрэм отметил, что они оценивали популярность с точки зрения известности художников за пределами своих социальных кругов: «по сути, мы предполагаем, что то, как часто появлялось имя на письме, показывает насколько человек и был известен».

Чтобы изучить социальные сети художников, Ингрэм и Митали полагались на исследование MoMA, в котором для определения социальных связей были использованы биографии и личная корреспонденция художников. Ингрэм и Банерджи проанализировали их социальные круги и приняли во внимание информацию об их национальности, поле, возрасте и месте жительства, а также о средствах массовой информации, которые они использовали, и художественных школах, к которым принадлежали. (Ингрэм отметил, что они не затронули историю выставок художников или рынок их работ, хотя будущие исследования Банерджи могут включать и такие показатели.)

Чтобы определить оригинальность работ художников, использовалось два метода. Во-первых, было применено машинное обучение для анализа и определения оригинальности тысяч работ: компьютерная программа оценивала, насколько уникальны работы по сравнению с произведениями изобразительного искусства 19-го века. Во-вторых, четыре историка искусств оценили работы художников, основываясь на таких факторах, как оригинальность и креативность. (Выводы, полученные в результате машинного обучения, и оценки искусствоведов имели положительную корреляцию.)

Что же удалось узнать

В то время как прошлые исследования полагали, что существует связь между креативностью и популярностью, Ингрэм и Банерджи, напротив, обнаружили, что такая корреляция отсутствует. Обнаружилось, что художники с большей и более разнообразной сетью знакомых вероятнее будут известны, независимо от оригинальности их работ.

В частности, самым большим залогом славы для художника оказывается сеть его контактов из других стран. Ингрэм считает, что это указывает на то, что художник является космополитом, имеет возможность выходить на различные рынки и развивать идеи, вдохновленные иностранными культурами. «Кандинский — связующее звено сети», — добавил он. Ингрэм объяснил, что выяснилось, что известными художниками были более взрослые люди. Это могло объясняться тем, что они имели уже большую известность в момент зарождения абстрактного искусства.

Что же касается показателей креативности, они обнаружили, что ни оценки, полученные с помощью машинного обучения, ни экспертные мнения историков искусств не были достаточными показателями популярности художника. Другими словами, если творчество художника было высоко оценено, он не обязательно был знаменит.

«Задумка этого исследования состояла в том, чтобы показать, что различные сети могут быть не только источником вдохновения, но и средством для достижения других целей», — сказал Ингрэм. «Художники пользуются космополитским стилем жизни, получая выгоду помимо творчества.»

Что же это значит?

Выводы Ингрэм и Банерджи не новы, учитывая современную необходимость заводить новые знакомства в профессиональных отраслях для успешной самореализации и для продвижения по карьерной лестнице. Тем не менее, они напоминают нам, что невозможно стать известным, находясь в вакууме. Необходимо стремиться разнообразить свои социальные круги.

В качестве иллюстрации своих выводов исследователи привели пример двух художниц, Ванессы Белл и Сюзанны Дюшан. Имена этих художниц неизвестны широкому кругу лиц. У них было схожее прошлое, знаменитые братья и сестры (Вирджиния Вульф и, соответственно, Марсель Дюшан). Их креативность была оценена приблизительно одинаково, однако большую известность получила Белл.

«Обе художницы были частью влиятельных художественных направлений — Сюзанна Дюшан принадлежала к движению Дада, а Ванесса Белл — к группе Блумсбери», — указывают авторы исследования.

Однако круг общения Сюзанны Дюшан ограничивался художниками Дада. Фактически, даже в этом кругу её самыми близкими друзьями были брат Марсель, муж Жан Кротти и художник Фрэнсис Пикабиа, друг семьи. Социальный мир Ванессы Белл, напротив, охватывал широкую группу художников Блумсбери, которые принадлежали к обществу The London Group. В него входили коллекционеры и меценаты, проживающие за пределами Англии, такие как Гертруда Стайн, а также театральные продюсеры и художники, связанные с «Русским Балетом» Сергея Дягилева. Таким образом, прослеживается четкая связь между популярностью Белл и широтой круга её общения.

«О чем мы узнаем из различных исследований, так это о влиянии разнообразия социальных связей на творчество, что, конечно же, очень важно для художников», — объяснил Ингрэм. Он добавил, что наличие широкой сети связей может означать, что «благодаря таким знакомствам вы будете считаться более интересным и достойным внимания на рынке труда».

И хотя выводы исследования были сделаны на материале прошлого века, они будут актуальны и для современных художников.

О том, как анализ данных предсказывает успех художника мы рассказывали тут.

Источники:

  1. Интерактивная схема отношений художников
  2. Исследование Ингрэм и Банерджи