Читать нас в Telegram

Искусство всегда ищет новые способы выражения мысли, и в последнее время его всё больше интересует, на какое творчество способен искусственный интеллект. Нейросети, с помощью которых можно стилизовать любое изображение под работу известного художника, существуют ещё с 2015 года, но с тех пор ИИ вырос и теперь учится не только писать репродукции, но и создавать картины сам. Иногда у него получается, иногда не совсем, но новые попытки неизменно привлекают внимание — и вызывают споры.

(сделано в виртуальной галерее с работами aican)

Кто такой Эдмон де Белами?

В октябре 2018 года аукционный дом Christie’s в Нью-Йорке впервые продал картину, созданную алгоритмом — «Портрет Эдмона де Белами», зависшее в верхнем левом углу холста изображение молодого человека, размытое, покрытое искусственными штрихами, с отрывком из кода алгоритма-автора в качестве подписи.

Portrait of Edmond de Belamy (источник: Wikimedia Commons)

В основе портрета лежала генеративно-состязательная сеть (generative adversarial network, GAN) — алгоритм машинного обучения с двумя нейросетями в основе, одна из которых генерирует некий результат — в данном случае, изображение — а вторая сравнивает его с базой примеров, на которой GAN обучалась.

Авторами проекта назвались художники из французского коллектива The Obvious, но они не писали исходный код и даже не собрали базу изображений — всего лишь нашли и то, и другое в свободном доступе, скачали, внесли небольшие изменения и сгенерировали изображение. Публика, разумеется, осталась недовольна — картина была скорее амальгамацией изученной базы данных, чем настоящим произведением искусства.

Безликие портреты

Спустя четыре месяца после продажи «Портрета Эдмона де Белами» в нью-йоркской галерее Челси прошла выставка «Faceless Portraits Transcending Time». Все работы, представленные на выставке, были нарисованы алгоритмом, созданным в Лаборатории искусства и искусственного интеллекта в Ратгерском университете под руководством доктора Ахмеда Эль-Гаммаля.

AICAN (так называется алгоритм Эль-Гаммаля) так же, как GAN, натренирован на базе из примерно 3000 картин эпохи Возрождения, и генерирует на её основе пробные рисунки. Вот только вторая, сравнивающая, нейросеть здесь вовсе не пытается получить изображение в определённом стиле — наоборот, она стремится к тому, чтобы итоговый результат был не похож на картины в базе. Как и живой художник, сеть пытается создать новый стиль, понемногу добавляя изменения к старому. Новую технологию назвали CAN (creative adversarial network, креативно-состязательная сеть).

Картины, которые нарисовал AICAN, получились жутковатые — в отличие от Эдмона де Белами, в котором безошибочно опознаётся человек, «безликие портреты» скорее похожи на призраков или мифических существ. У «Безликого купца» ниже плеч как будто лежит животное, у генерала — кроваво-красное лицо и лапы сфинкса, а учёный выглядит как спираль дыма или две сплетённые лозы.

После выставки

Эль-Гаммаль относится к AICAN крайне серьёзно — настолько, что называет его своим соавтором, а не инструментом. Поэтому естественно, что на успешной выставке в Челси его планы на алгоритм и сопряжённые с ним проекты не остановились. На основе своей лаборатории Эль-Гаммаль создал компанию Artrendex, где разрабатывает софт, связанный с искусством — к примеру, ArtPI, позволяющий искать работы на сайтах музейных коллекций по характеру линий на картине, освещённости и композиции.

Потенциальных способов применения AICAN множество. Сам Эль-Гаммаль предполагает, что в будущем его алгоритм сможет предсказывать ещё не зародившиеся тренды в искусстве, а Джессика Дэвидсон, арт-консультант, участвовавшая в организации выставки «Faceless Portraits Transcending Time», считает, что его можно научить выявлять, какие работы в новой музейной коллекции будут наиболее популярны, и предполагать, что будет в моде в следующем сезоне.

К самому предмету выставки — способности ИИ создавать новые картины — создатели и эксперты в искусстве пока относятся скептически, отводя AICAN роль создателя этюдов для украшения холлов гостиниц и бизнес-центров. Однако судя по успеху «Faceless Portraits Transcending Time», картины с которой были оценены от шести до восемнадцати тысяч долларов, мы можем ждать новых работ, подписанных отрывками кода. Кто знает, может, у них даже будут лица.

Источник: The Atlantic

Посмотреть на все картины с выставки «Faceless Portraits Transcending Time» можно здесь. Тут можно почитать больше о том, как работает ArtPI.
Сайт лаборатории Эль-Гаммаля
Сайт компании Artrendex