Читать нас в Telegram

Музей, как публичная социальная институция, сегодня активно внедряется в пространство цифровых технологий. «Музейные предметы виртуальному сообществу!» — вот лозунг современных музейщиков всего мира. Все они обладают опытом оцифровки предметов искусства, правда, опыт этот, как и следует ожидать, имеет разные практические механизмы и смысловые отголоски на полях культурной жизни той или иной страны.

У нас

В России ключевой игрок оцифровки музейных коллекций и предметов — Государственный каталог Музейного Фонда Российской Федерации, разрабатываемый на основе информационной системы «КАМИС» под эгидой Министерства культуры Российской Федерации. И с одной стороны, сложившийся механизм оцифровки худо-бедно работает — на конец августа 2019 г. в Гос.каталог занесено около 14,5 миллионов экспонатов. Все чаще среди них начинают встречаться музейные предметы из небольших региональных музеев. Но на этом плюсы заканчиваются; дальше начинаются сложности.

Так выглядит сайт оцифрованных коллекций российских музеев.

Процесс оцифровки — это дополнительная нагрузка на работников музеев, трудоемкая и дорогостоящая: для оцифровки одного предмета нужно сделать его фотографию (иногда не одну, а несколько десятков или сотен), узнать точные размеры, описать состояние и историю владения экспонатом. И кстати, кроме картин и графических изображений, к музейным предметам могут относиться, например, палеонтологические ископаемые или несколько десятков тысяч насекомых и жуков. Для работы с ними потребуется намного больше ресурсов.

А главная проблема, которая уведет нас к рассмотрению зарубежного опыта оцифровки культурного наследия и его виртуального использования — практически полное отсутствие в Гос.каталоге инструментов для анализа размещаемых данных.

У них

Если отечественный опыт дигитализации наследия пока довлеет к количественным методам, то за рубежом он обладает большим качественным (то есть практическим) применением. По сути, он ориентирован на аудиторию и предельно интерактивен.

Таким примером «умного» внедрения цифровых технологий в музейное пространство выступает опыт «Музея дизайна Купер-Хьюит» (Cooper-Hewitt, Smithsonian Design Museum). Если мы соберемся его посетить, то на входе вместе с билетом нам дадут интерактивную ручку. По ходу знакомства с экспозицией мы прикасаемся ей к интересующим нас предметам, тем самым скачивая в свой личный кабинет нужные сведения о них. Параллельно с этим сведения о нашем выборе собираются сотрудниками музея и анализируются с целью более глубокого понимания интересов посетителей. Вот здесь можно прочитать текст аналитика музея — о том, какие данные они получают напрямую от ручек посетителей, как их используют и почему это полезно для музея.

Стильный сайт музея дизайна.

Теперь к зарубежному опыту оцифровки предметов искусства.

Одним из первых европейских музеев, который выложил большую часть своей коллекции в открытый доступ, стал в 2013 г. амстердамский музей Rijksmuseum. Для привлечения внимания к получившейся базе произведений искусства (около 460 000 экспонатов) с 2014 г. по 2017 г. проведены конкурсы дизайнеров Rijksstudio Award. Суть их в том, что всякий желающий на основе оцифрованных материалов с использованием графических редакторов и не только создавал свои произведения в жанре декоративно-прикладного искусства, фотографии, дизайна одежды и аксессуаров и т.д.

Голландские музеи знают толк в оцифровке.

В 2017 г. Метрополитен-музей (The Metropolitan Museum of Art; США, Нью-Йорк) открыл виртуальный доступ к своей коллекции (около 375 000 экспонатов). К каждому предмету приложены карточки со сведениями об изготовителе, дате создания, материале и т.д. Все это можно скачать, распечатать, использовать в учебе или для исследований. Важной составляющей деятельности Метрополитен-музея по дигитализации своих коллекций является организация совместных программ сотрудничества с Wikimedia, Цифровой публичной библиотекой Америки и Pinterest. Результат — пользователям доступны изображения произведений искусства в высоком качестве.

Недавно в виртуальном каталоге Метрополитен-музей появилась возможность тематического поиска и сортировки по ключевым словам. Их общее количество — около тысячи и оно постоянно расширяется. Например, если вас интересует изображение индюков, то система тематически подберет примеры таких изображений на сосуде из Мексики, немецкой супнице XVIII в. или предложит картину французского художника Жана-Франсуа Милле.

Все любят котиков. Метрополитен-музей тоже.

В конце 2018 г. Метрополитен-музей начал сотрудничество с Microsoft и Массачусетским технологическим институтом с целью дальнейшего совершенствования механизмов интеграции музейных коллекций в виртуальное пространство. К слову, теперь становятся возможными тематические подборки, генерирующиеся исходя из местоположения, предпочтений, событий в мире или местных новостей. И на этом специалисты Метрополитен-музея останавливаться не собираются; их проект открыт для дальнейшего развития.

На сегодняшний день, кроме описанных выше случаев, также оцифрованы коллекции таких музеев как The National Gallery of Art (США), The Walters Art Museum (США), The Museum of Modern Art (США), The Art Insttitute of Chicago (США), Statens Museum for Kunst (Дания), Designmuseo (Финляндия), и далее, далее, далее…

Обращение к зарубежному опыту дигитализации показывает, насколько российские музеи более закрыты. Если зарубежное музейное сообщество с помощью «цифры» открывает свои коллекции для всех желающих, создавая совершенно новые практики восприятия, исследования и модели научных публикаций об искусстве, то у наших музейщиков такой опыт еще только впереди.

Источник: Оцифровка коллекций здорового человека и мы