Читать нас в Telegram

Образ эпохи Барокко чаще всего ассоциируется с Италией: Микеланджело, Караваджо, Поццо. Все мы знаем их великие работы. Истоки барокко лежат в Италии, однако, со временем стиль завоевал и другие страны, одной из которых и стала Шведская Эстляндия, или Эстония — творческая родина Кристиана Аккермана. За свою короткую жизнь (40 лет) скульптор создал более двадцати работ, известных далеко за пределами своей страны.

Исследовательский проект о творчестве эстонского художника начался в 2017 году: от анализа главных шедевров автора на подмостках Домского собора и алтаря королевского собора шведской эпохи до изучения работ Аккермана в церквях Мартна, Карузе, Лихула и Тюри, а также в Таллинской шведской церкви Святого Михаила. Проект еще не окончен, но мы уже можем наблюдать результаты исследований, найденных учеными. Ведь технологии — наше все!

Кристиан Аккерман — это вообще кто?

Для начала давайте разберемся, кому посвящен весь этот масштабный проект. Кристиан Аккерман, а.к.а «Таллинский Фидий» — эстонский резчик по дереву и скульптор эпохи барокко, который получил известность благодаря созданию кафедры и алтаря таллинского Домского Собора.

Аккерман не был родом из Эстонии: будущий скульптор родился в Кенигсберге, Бранденбург-Пруссия, а чуть позже, в 1675-х, переехал в Таллин. Именно в Кенигсберге, нынешний Калининград, Кристиан получил специальное образование, а затем в качестве подмастерья побывал в Данциге, сейчас — Гданьск, Стокгольме и Риге. В Таллине же Аккерман устроился подмастерьем у гильдмейстера Элерта Тиле.

Почему вы называете рядового скульптора скандальным типом?

Во-первых, Кристиан нарушал христианские обычаи того времени: Анна Мартенс, молодая жена Аккермана, родила ребенка слишком скоро после свадьбы. Во-вторых, будущий «Таллинский Фидий» боролся с гильдейскими мастерами за право работать в качестве независимого мастера, что считалось нонсенсом в то время.

Аккерман понимал свое творческое превосходство и не хотел считаться с гильдией. Такая позиция, конечно, не радовала гильдейских мастеров. На Кристиана сыпалось множество обвинений, на которые скульптор отвечал жесткой критикой, обвинениями в непонимании сути искусства резьбы по дереву и предложением предоставить мастерам свои услуги в качестве учителя. Подобное поведение шокировало гильдейских мастеров, и в попытках хоть как-то наказать бунтовщика, мастера пожаловались на творца Таллинскому городскому совету, обосновав это тем, что Аккерман ведет себя как будто он знаменитый античный скульптор Фидий.

Фидий

Чем уникален мультимедийный проект об Аккермане?

Доступность и технологичность. Результаты проведенного исследования находятся в свободном доступе. Их можно найти на веб-платформе проекта, в том числе интерактивные 3D-модели, рентгеновские и УФ-снимки резных скульптур Аккермана, сделанные в сотрудничестве со специалистами эстонского налогового и таможенного управления. Мультимедийные 3D-модели предоставляют возможность для тщательного осмотра и сравнения скульптур, а использование рентгена позволяет заглянуть внутрь скульптур и проанализировать режимы работы мастера. УФ-лучи способствуют в поисках настоящего цвета произведения искусства, так как многие скульптуры со временем теряют свои цвета.

Интерактивность всех материалов. На сайте есть интерактивные таймлайн и карта, где посетители веб-портала могут выбрать интересную им скульптуру или место ее нахождения и узнать о ней более подробную информацию. К тому же для каждого места указаны все скульптуры Аккермана, что позволяет изучить не только понравившийся экспонат, но и увидеть другие произведения автора. Например, посетитель может посмотреть знаменитый алтарь Домского собора, а после рассмотреть скульптуры Святого евангелиста Луки, Святого Апостола Павла и другие работы Кристиана Аккермана.

Работа с художественными организациями. Исследование проводилось при сотрудничестве с учеными из музеев со всей Эстонии. Например, при совместной работе со специалистами Тартуского университета и Эстонского центра экологических исследований, была выявлена барочная яркость цвета, скрытая под более поздними слоями краски, и многое другое. Это знание поможет описать исторические практики в искусстве и сделать более уверенные выводы, чем это до сих пор было возможно в вопросах авторства Аккермана в некоторых работах.

Святой евангелист Лука
 Святой апостол Павел

Какие технологии использовались в разработке проекта?

3D-проектирование
Мы уже отмечали, что на сайте действует система 3D-проекций. Но как создаются такие модели? Сначала делают лазерное сканирование, при котором используют измерительный манипулятор со сканирующей головкой, сканирующая система c абсолютным лазерным трекером или сканер белого света. Манипулятор замеряет габариты объекта с помощью специальных датчиков, выводящих точки, лазерный сканер работает по той же схеме, но использует для измерения лазер, а сканер белого света выпускает инфометрийные (оптические) волны, которые сканируют и запоминают параметры предмета. В результате такого сканирования бесконтактно определяется положение миллионов точек, которые позже помогут сформировать цифровой макет скульптуры. Но иногда таких точек не хватает, поэтому исследователи используют специальное метрологическое зеркало. Им сканируют «сложные» части поверхности скульптуры.

Выбор устройства зависит от фактуры поверхности, габаритов объекта и других особенностей скульптуры. Нередко лазерные сканеры совмещают с цифровыми фотограмметрическими методами: система распознает рельеф поверхности с помощью фотографии и создает его 3D-модель. Похожим методом формируются Google-карты. После сканирования все данные досконально изучаются, сводятся в единую систему координат и редактируются. В частности, из макета убираются все грубые неточности. Итог всех этих манипуляций — точная полигональная модель, четкая 3D-схема скульптуры с большим количеством полигонов (фигура визуализации в трехмерной графике).

Рентгеновская съемка
Всем знакома процедура рентгена: специальный аппарат пропускает через человека «сильный свет» (рентгеновские лучи), который, не преломляясь, просвечивает все органы. Но рентгеновская съемка гораздо сложнее обычного снимка. Цифровая рентгенография, или рентгенографирование, позволяет увидеть внутренний каркас произведений искусства, разглядеть все скрытые составляющие. Аппарат для подобных съемок подходит для исследований различных предметов искусства от живописи до скульптуры.

Цифровой рентгеновский аппарат — компактное портативное устройство, которое можно перевозить с собой. Многие произведения искусства не подлежат перевозке или даже небольшим перемещениям в пространстве, поэтому ученые считают использование подобных приборов оптимальным.

Рентгенографирование помогает выявить скрытые дефекты, трещины, сколы, а также найти внутренние стержни предмета, металлические или деревянные. Как это работает: ослабленные рентгеновские лучи проходят через скульптуру, а полученное изображение регистрируется и попадает на рентгеночувствительную плёнку. Когда свет проходит сквозь материал, начинается образование пучков излучения, которые после рассеиваются и «замораживаются» на пленке.

Результат съемки современных аппаратов для цифрового рентгенографирования может транслироваться на специальную кассету с плёнкой или на электронную матрицу. В случае со скульптурой Аккермана «Святой Апостол Петр» исследователи воспользовались именно этим вариантом. Рентгеновский снимок работы показывает, что в основе фигуры находятся блоки липы, которые были склеены и укреплены кузнечными гвоздями еще до начала резьбы.

Ультрафиолетовый анализ
Есть популярное заблуждение: все скульптуры Античности, Средневековья и Эпохи Возрождения были белыми. Однако это не так: просто краски сохранились гораздо хуже мрамора или известняка.

Как и изваяния Фидия, практически все скульптуры Аккермана первоначально имели цвет. Но не все они его сохранили. Чтобы узнать. как статуя выглядела при создателе, исследователи проекта применили УФ-анализ. Он помог определить, что лица многих фигур были розовыми, глаза, брови и волосы — коричневыми или светлыми, а губы — красными. Одеяния алтарных фигур собора полностью позолочены — это показывает важность работы для заказчика и размер его кошелька.

УФ-анализ позволяет увидеть интегральное свечение защитных слоев (концентрация минералов в покрытии), красочного слоя, грунта, да и вообще каждого компонента в отдельности. С помощью УФ-анализа можно узнать, в каком состоянии находится произведение: был ли утрачен красочный слой и грунт, или их вовсе не было, насколько велика глубина защитных слоев. Например, в ходе реставрационных работ исследователи обнажили полихромию «Иоанна Богослова» до половины его лица: на лице была нарисована улыбка, а взгляд, обращенный к небесам, был «открыт» с помощью краски.

Для проверки полученных результатов исследователи чаще всего применяют микроскопический анализ — процедуру, которая позволяет максимально точно выявить степень реставрационных вмешательств, особенно тех, что не видны в УФ-лучах. Что касается самих красок, их цвет определяется с помощью химического анализа состава микропроб. УФ-анализ выявляет не только цвет, но и плотность, яркость и равномерность их нанесения.

Узнать больше

  • Оценить и вдохновиться проектом “Кристиан Аккерман” можно тут
  • Побаловаться интерактивной картой и таймлайном здесь