Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Александра Комарова

Архитектура, поэзия, живопись — наше культурное наследие, память о котором мы храним и проносим через поколения. Но как заинтересовать искусством новое поколение? Как пронести память о прошлом в будущее?

У новых поколений есть тяга к новым технологиям. Поэтому хорошее решение — создать интерактивный мультимедийный проект, где человек смог бы в развлекательной форме изучать свое культурное наследие.

«Забытое наследие: европейское авангардное искусство онлайн» — это проект об авангардных художниках Польши, Хорватии, Бельгии и Эстонии. Большая часть работ относится к 1960–1970 гг. Инициатором запуска стал Фонд Arton, решивший осуществить задумку в рамках программы «Креативная Европа». Работа над проектом началась в 2018 году. Ресурсы фонда позволили оцифровать работы художников и сделать их доступными в онлайн-формате.

Обо всем по порядку: что такое «авангард»?

Изначально «авангард» — это военный термин, которым называют часть войск, находящуюся впереди главных сил. Но сегодня у слова есть и другие значения. Например, в искусстве «авангард», или «авангардизм», — целое художественное направление, основа которого — отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами.

Авангард как направление искусства возник в начале XX века, а концепт пересмотра классических традиций берет свое начало из идей модерна и модернизма. Малевич, Шагал, Кандинский, Дали — все это авангард. А в Польше, Хорватии, Бельгии и Эстонии это Ляхович, Детони, Магритт и Аррак.

“Влюбленные”, Р. Магритт (1928)
«Энергия на свободе», А. Ляхович (1987)

Как устроен проект?

Проект состоит из нескольких частей: во вкладке «Меню» находятся интерактивные таймлайны с художниками и различными музеями, в которых хранятся их произведения, анимированный график с творениями авангардистов и граф связей между ними. Он строится на творческой связи авангардистов между собой, созданными ими проектами, местами их учебы, работы и членства в творческих организациях.

Всего в меню шесть пунктов: главная страница — «Забытое наследие», художники, арт-работы, музеи и арт-организации, связи и «Про нас». На главной странице в виде-лонгрида расположена подробная информация о создателях проекта, как и когда возникла идея выставить работы художников онлайн и что делается сейчас.

Художники

Первый большой таймлайн посвящён всем художникам, работы которых были оцифрованы в проекте. Годы жизни, творческий путь, образование — плашка с краткой информацией о творце доступна в один клик. Для сбора наиболее точной информации по каждому авангардисту, создатели обратились к национальным историческим и художественным архивам.

Так как таймлайн интерактивен, пользователь может «путешествовать по истории» любимого художника, от первой до последней работы. Если выбирать определенный год, на экране появляются все картины, которые были созданы в выбранное время, а при нажатии на любую из них, перед посетителем возникает описание картины или фотографии, что дает редкую возможность не только ознакомиться с историей произведения, но и попытаться самому его интерпретировать.

Серия линий, М. Вери (1974)

Арт-работы

Эта часть проекта выглядит как анимированный график, хотя при этом она все так же является таймлайном. В отличие от предыдущего пункта, все картины собраны вместе в длинных графах и рассортированы по годам, однако уже не разделены по авторству. При нажатии на год, открывается мини-таймлайн, где так же, как и в предыдущем пункте, можно подробнее узнать о каждом произведении.

В собранном состоянии все работы одного года объединены в длинную линию, что несколько осложняет поиск произведения определенного автора. Однако создатели предусмотрели это и сделали полезную опцию поиска, которая поможет найти в этой графе определенную работу или художника.

Интересно, что такая планировка таймлайна позволяет отследить пик авангардного искусства в этих странах Европы. Таким образом, согласно этому графику, 1975 г. — расцвет авангардизма в Польше, Хорватии, Бельгии и Эстонии.

Музеи

Вкладка с музеями похожа на пункт «Художники». Организации расставлены согласно временной хронологии, и при наведении на одну из них показываются биография выбранного учреждения, а также все его ученики и преподаватели.

При открытии таймлайна перед пользователем возникает пункт «История», где написана краткая информация об учреждении: дата создания, другие названия, известные личности, работавшие или учившиеся там. Если кто-то из этих личностей особенно впечатляет, можно почитать о нем подробнее, но уже в другой вкладке: при нажатии на одну из точек с личностью, система автоматически перенаправит пользователя во вкладку «Художники».

Связи

Возможно, наиболее интересная вкладка на сайте. Здесь находится масштабный интерактивный граф (ментальная карта, mindmap), с которым можно взаимодействовать. Он показывает различные виды отношений в различных цветах. В верхнем меню можно выбрать тип соединения, на котором интереснее сосредоточиться: работа, учеба, коллаборация…

Граф связей имеет вид огромной запутанной паутины, что привлекает и заставляет искать среди переплетенных инициалов знакомое имя. Если найти его удается, можно нажать на него и увидеть связи с другими творческими людьми или организациями. Становится виден сокращенный «творческий путь» художника.

Для концентрации внимания на конкретной связи все остальные имена автоматически приглушаются, а граф продолжает движение. Такое решение создателей проекта позволяет увидеть не только самого творца, но и целые творческие союзы.

Технологические решения: почему именно эти варианты?

Таймлайн

Хронологическая цепочка — самый простой и понятный формат подачи информации. Весь материал можно расположить на таймлайне в сжатом виде, а дополнительные материалы сделать отдельными. Учитывая, что в данном проекте содержится информация о сотнях художников, произведений и т. д., таймлайн — лучшее решение.

Есть несколько паттернов создания таймлайна: самостоятельная рисовка и вывод инфографики. В первом случае процесс будет занимать значительно больше времени и к тому же приведет к потере элемента интертейнмента. Как правило, нарисованный таймлайн статичен и лишь демонстрирует информацию, что исключает развлекательный элемент. Совсем другая ситуация с созданием инфографики. Сейчас существует множество приложений и сайтов для создания инфографики подобного рода, и в отличие от первого случая, они предоставляют пользователю опции: можно создать статичную или подвижную графику. Здесь использовался именно второй вариант.

Сами по себе средства создания таймлайнов делятся на офлайновые и онлайновые. Они работают по одному принципу, но на разных платформах: первые на самом компьютере, вторые в Сети. Сейчас в интернете есть множество сайтов для разработки таймлайнов с готовыми паттернами. Чтобы построить таймлайн для «Забытого наследия», создатели внесли все хронологические данные в таблицу, которая может синхронизироваться с приложением или программой для создания таймлайнов. Среди них Excel или Google Таблицы. Когда информация загружена, данные таблицы кодируются и после вставки кода в командную строку появляются в приложении. Затем инструментом автоматически запускается процесс раскодировки данных и перед пользователем появляется готовый таймлайн. Самые популярные подобные приложения — Timeline JS, Sutori и Timetoast.

Граф

Граф — это один из способов структурирования и отображения информации. Здесь она представляется с помощью диаграммы связей. В основу карты ставят центральную мысль, героя или событие, от которого выстраивают ассоциативную цепочку, тем самым разбирая общую идею на частные и более подробные фрагменты. Исторических данных очень много, а связей между ее ключевыми фигурами еще больше. Визуальное построение цепочки отношений между ними упрощает и ускоряет понимание этих связей. Это объясняется тем, что мозг лучше воспринимает комбинацию картинок, цветов, связей, нежели монотонную запись.

Узнать больше  

  • Познакомиться с проектом можно тут
  • Создать собственный граф (майндмэп) и организовать знания здесь

Иллюстратор: Александра Комарова