Читать нас в Telegram
© unsplash.com

Чтобы победить в выборах, политики используют все доступные средства, в том числе и новые технологии. Социологическими опросами или анализом постов в соцсетях сейчас никого не удивишь. Могут ли политехнологи пойти дальше и «заглянуть» в мозг, чтобы понять, как привлечь симпатии избирателей ?

Развитие нейротехнологий сегодня позволяет распознать эмоции и подсознательные процессы, не поддающиеся рефлексии. Потом эти, по сути, биологические данные могут анализироваться — и использоваться для влияния на избирателей.

Проникновение подобных методов началось с метода, знакомого всем по медосмотрам: это электроэнцефалограмма (ЭЭГ), которая регистрирует электрическую активность мозга. Запись ЭЭГ человека во время просмотра рекламного ролика позволяет оценить, привлекает ли ролик внимание человека (в зависимости от активности ретикулярной формации — участка ствола головного мозга, вовлеченного в процессы внимания). Другой пример: активация левой части церебральной коры головного мозга показывает, что в этот момент человек старается вникнуть и осмыслить информацию.

Однако у ЭЭГ как метода регистрации активности мозга есть значимый недостаток — низкое пространственное разрешение, позволяющее получать только обобщенную информацию об активности мозга.

technologyreview.com

Другое направление, применяемое в нейромаркетинге — автоматизированное распознавание эмоций. Лицо человека, читающего текст или смотрящего видеоролик, снимает веб-камера, затем в режиме реального времени в зависимости от изменения выражения лица алгоритмом определяется текущая эмоция. Набор таких базовых эмоций может незначительно отличаться, например, система, созданная компанией Emotion Research Lab, позволяет выделить 6 основных эмоций: счастье, удивление, отвращение, страх, злость, грусть.

Использование подобной системы позволяет оценивать не только содержание ролика, но и невербальное послание, заложенное в нем. Исследования показали, что важную роль играют кажущиеся незначительными изменения выражения лица или поза говорящего. Так, в обзоре методов нейрополитики, проведенном в MIT, приведен пример с роликом, снятым после детального анализа предпочтений целевой аудитории. Причину непопулярности ролика обнаружили только с помощью распознавания эмоций: оказалось, что выражение лица говорящего воспринималось многими наблюдателями как враждебное, вне зависимости от произносимого текста.

technologyreview.com

Такие технологии сегодня — уже не единичные научные проекты. Существуют целые фирмы, специализирующиеся на применении методов нейронаук в рекламе, маркетинге, политическом и коммерческом продвижении.

Значит ли это, что теперь каждый из нас может стать жертвой манипуляций, сам не замечая этого? Основатель компании Neurohm Рафаль Ом (Rafal Ohme) считает, что лучший способ защитить себя от манипуляций — следить за развитием технологий нейромаркетинга. «Предупрежден, значит вооружен», — этот принцип работает так же, как и с более традиционными маркетинговыми и рекламными уловками.

Источник: https://www.technologyreview.com/s/611808/the-neuropolitics-consultants-who-hack-voters-brains/