Читать нас в Telegram

Поэт и теоретик литературы Андрей Белый был не чужд математики. Белый (Борис Николаевич Бугаев) родился в семье декана физико-математического факультета Московского университета Николая Бугаева, известного ученого. Окончив гимназию, Андрей Белый сам поступил на этот же факультет и окончил его в 1903 году.

Позднее, работая над теорией стиха, Андрей Белый решил охарактеризовать русский четырехстопный ямб методом, который сегодня назвали бы анализом данных. Он вручную проанализировал расстановку ударения в 16092 строках 27 отечественных поэтов.

Выводы, опубликованные в 1910 году в отдельной книге, оказались довольно неожиданными: так, отклонения от четырехстопного ямба (т. е. ускорение или, наоборот, замедление заданного темпа) значительно повлияли на эволюцию русской поэзии и, помимо этого, эти отклонения образуют в стихотворениях различные геометрические фигуры, которые, вполне вероятно, могут сказать нам о содержании того или иного поэтического текста много нового.

Базовые термины

Возможно, для многих будет необходимо введение в определение стихотворного размера вообще, поэтому мы отсылаем к статье Арзамаса «Как определить стихотворный размер», однако о ямбе мы немного все-таки кое-что проясним.

Ямб — это стихотворный размер, который предполагает ударение на каждом втором слоге. Возьмем, допустим, пару строчек из стихотворения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве»:

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь.

Здесь ямб выдержан идеально — ударение ВСЕГДА падает на каждый второй слог. Еще этот отрывок представляет из себя прекрасный пример четырехстопного ямба. Но что такое стопа?

В ямбе стопа — это группа из одного безударного и одного ударного слогов:

Безударный (краткий) слог в помечается дужкой — «U, а ударный (долгий) помечается тире »-«. Например, у Ломоносова, так как это идеальный ямб, стопы будут: 1) Лице՛ 2) свое՛ 3) скрыва՛ 4) ет-де՛нь

Соответственно, ямб в случае Ломоносова выглядит так:
U — | U — | U — | U —

Но могут быть отклонения от четырехстопного ямба (подробнее об этом ниже). Вкратце: отклонение происходит тогда, когда заданный ритм сбивается, то есть предписанное ямбом ударение на втором слоге пропускается. Например, отклонение на первой стопе (два безударных слога подряд мы помечаем как две дужки — UU):

«Средь лицемерных наших дел» (Некрасов).

Мы видим, что ударение падает тут только на «лицемЕрных» — первая стопа оказывается обделенной ударением, которое у нее должно быть при правильном ямбе.

Теперь обратимся к Белому.

Великие реформы

Для своего исследования Белый обратился к стихотворениям 27 отечественных поэтов, — от зачинателей русского стихосложения до своих современников модернистов, в том числе и к своим собственным стихотворениям, — в которых доминирующим размером был четырехстопный ямб, и обратил внимание на частотность и характеристику ускорений ямба в русской поэзии вообще. Под ускорением Белый подразумевает наличие в стихотворении стопы, в которой есть лишний безударный слог — именно она и дает эффект ускорения, которое «слышит ухо». Пример самого частого ускорения в русской поэзии на третьей стопе (U-|U-|UU|U-):

«Чего-то ищет в небесах» (Тютчев).

Белый предлагает нам статистику по ускорениям на 596 строк у каждого поэта, отмечая частотность отклонений на той или иной стопе.

Для контраста возьмем примеры правильного ямба (его схема выглядит так: U — | U — | U — | U — |):

«Мой дядя самых честных правил» (Пушкин).

Интересно, что правильный ямб составляет всего лишь 25% от всей выборки (27 поэтов, 16092 строки). 75% приходится на ускорения от ямба, которые могут быть

— на первой стопе (UU|U —|U —|U):

«Преодолел я дикий холод» (Ф. Сологуб);

— на второй стопе (|U —|UU|U —|U —):

«Царевичу младому Хлору» (Державин);

— самое частое количество отклонений происходит на третьей стопе (U-|U-|UU|U-), — ⅔ всех отклонений в русской поэзии, о чем мы уже упоминали выше, — и встречается оно даже чаще, чем правильный ямб:

«Сидит в раздумье одиноком» (Лермонтов);

— на первой и третьей стопе одновременно (|UU|U-|UU|U):

«Александрийского столпа» (Пушкин);

— на второй и третьей стопе одновременно (|U-|UU|UU|U-):

«Мы стелемся над алтарем» (А. Блок);

— на первой и второй стопе одновременно (UU|UU|U-|U-) — это отклонение встречается крайне редко, и тут Белый приводит собственные примеры:

«Хоть и не без предубежденья», «И велосипедист летит…».

И здесь крайне важным оказывается насколько часто поэты прибегали к ускорению. Как замечает Белый, четырехстопный ямб эволюционировал именно через увеличение/уменьшение количества ускорений на той или иной стопе. Всего Белый выделяет пять темпов, возможных при отклонении от ямба:

  1. Наименьшее количество ускорений на первой стопе (13), максимальное на второй (139) и наименьшее количество ускорений на первой и третьей стопе одновременно (5) с максимальным на второй и третьей одновременно (11) было у Ломоносова;
  2. К наибольшему количеству ускорений на первой стопе (46), максимальному на второй (139), наибольшему на первой и третьей одновременно (26) и наименьшему на второй и третьей стопе (1) пришел Державин;
  3. Наименьшее количество отклонений на третьей стопе (230) демонстрирует Капнист;
  4. Падение отклонений на второй стопе (33) и увеличение отклонений на третьей (313) показывает Батюшков, поэтому Белый называет его предтечей следующей эпохи (об этом ниже);
  5. Увеличение количества отклонений на второй и третьей стопах одновременно (44), много ускорений на второй стопе (52), и увеличение суммы ускорений первой стопы (99) замечаются у Жуковского, который тоже предугадывает следующую эпоху в эволюции четырехстопного ямба.

Белый делает следующий вывод: беднота или, наоборот, обилие ускорений, во-первых, индивидуализирует стиль поэта и, во-вторых, реформирует четырехстопный ямб вообще, то есть задает те или иные «тренды» в написании стихотворений этим размером. Так главными его реформаторами оказываются Жуковский и Батюшков, но совсем не Пушкин. Пушкин только доводит начатую ими работу до конца: он повторяет сумму ускорений Батюшкова (33) и немного увеличивает ускорения третьей стопы (341) — так реформа завершается. У Жуковского сумма ускорений третьей стопы поднимается в среднем на 60 ускорений (с 30 на 90), Пушкин лишь увеличивает эту сумму с 90 на 110; у Жуковского сумма ускорений первой и третьей стопы поднимается вверх на 30 ускорений; у Пушкина эта сумма возрастает на 16 ускорений, всего лишь наполовину, тогда как у Жуковского она возросла втрое, а сравнительно с Пушкиным — в шесть раз. Соответственно, в русской поэзии первой половины XIX в., как замечает Белый, было стремление «увеличить до крайности ускорение первой стопы и уменьшить до крайности ускорение второй», которое проявилось в большей степени у Баратынского.

Конечно, все эти замечания Белого не бессмысленная сухая статистика: отклонения вносят многообразие в ритм (исходя из этих данных, пика виртуозности и многообразия ритм отступлений достигается Тютчевым), что, вполне вероятно, напрямую коррелирует с содержанием стиха.

Геометрические фигуры

Еще одним замечанием Белого оказались фигуры, образующиеся, если между стопами стихотворения, в которых происходит отклонения от четырехстопного ямба, провести линии, поставив на стопе, где происходит отклонение, точку. Посмотрим на статистику по фигурам, которую собрал поэт:

Как можно заметить на таблице, отступления от ямба в двух и более друг за другом идущих строках образуют ромбы, квадраты, малые углы, трапеции и другие различные геометрические фигуры. При этом фигуры оказываются не бессмысленной литературоведческой забавой и игрой, а важным исследовательским замечанием: образовавшаяся фигура сигнализирует об определенном содержании, которое содержится во фрагменте. Так, через фигуру мы можем примерно представить что будет в отрывке, в котором эта фигура образуется.

Рассмотрим на примере малого угла, образующегося в следующем фрагменте из стихотворения Пушкина «Зимнее утро»:

Приятно думать у лежанки…
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Здесь отклонения от ямба происходит по схеме 3 — 2 — 3 (то есть на третьей, второй и третьей стопах соответственно), и так образуется малый угол.

Но что это значит? По Белому, образование малого угла сигнализирует о том, что в данном фрагменте стихотворения происходит переход: от предмета к предмету, от чувства к внешнему предмету или обратно и пр. У Пушкина, например, происходит переход от домашнего отдыха к езде на санях (от внутреннего чувства к внешней активности).

Проиллюстрируем тезис Белого еще несколькими примерами малого угла:

Ликует день, щебечут птицы
Красою блещут небеса
Доходят до дверей темницы
Любви и воли голоса
(Некрасов)

— здесь переход от свободы небес к неволе темницы;

Наивно верю временам,
Покорно предаюсь пространствам,
Земным изменчивым убранствам…

(Сологуб)

— переход от времен к пространству;

Как речка блещут небеса.
Умолк на перекрестке гулком
Далекий грохот колеса

(Фет)

— переход мысли от безмолвных небес к городскому грохоту.

Не случайно представлена в таблице (рис. 2) частотность встречи той или иной фигуры у поэтов — количество фигур и их соединение также оказывается средством проявления поэтической индивидуальности и сигналом к обнаружению во фрагменте текста, в котором множество разнообразных фигур, определенного содержания. Белый описывает пример поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», в которой самыми богатыми на фигуры фрагментами оказываются эпизоды, где описывается психологическое состояние героев. Например, когда начинается описание зависти соперников Руслана, то мелодия дает ломаную линию, образовавшуюся из пяти сложенных друг с другом малых углов, которая фиксирует лейтмотив противоречивых, дисгармоничных чувств.

Ту же контрастность, образующуюся при малом угле, мы можем увидеть при образовании ромба и креста. Ромб выглядит следующим образом:

Например, первые три строки здесь:

Привычка усладила горе
Неотразимое ничем;
Открытие большое вскоре
Ее утешило совсем («Евгений Онегин»)

— переход от чувства к событию.

Фигура креста, к которой применимо все то же самое, что к малому углу и ромбу:

Пример:

Как бы пророчеству назло,
Все счастливо сначала шло.
За отдаленными горами
Нашли мы роковой подвал…

(Руслан и Людмила)

— контраст: счастье/злой рок.

И подобных фигур Белый выделяет много (см. таблицу).

Заключение

Получается, что случай с четырехстопным ямбом, как показывает Белый, еще раз подтверждает неизбежность влияния доминирующих тенденций в литературе и поэзии в частности на творчество конкретного поэта. Как показывает статистика, пропуск ударения в ямбе мог быть не только спонтанным предпочтением того или иного автора, но и особенностью всей эпохи, как это показывает, например, частотность использования определенного отклонения/определенной фигуры в стихе в тот или иной период развития русской поэзии. Однако отклонение поэта от заданных схем и его стремление к новаторству, к изобретению индивидуального ритма может изменить эпоху, что подтверждает случай Державина и Батюшкова.

Источники