Читать нас в Telegram

То, как Бог описал самого себя в Коране, или какими мусульмане видят черты Бога, является важным аспектом в исследовании ислама. Коран в этом плане становится главным, если не единственным источником. Существует множество различных работ об образе и чертах Бога в Коране, но статистические методы могут привнести новое в понимание Всевышнего и показать, какие именно черты он использовал для описания самого себя. Предполагается, что это может просветить путь, который должен пройти мусульманин.

Прежде всего, необходимо отметить, что в исламе имена и черты Бога делятся на две группы: красота и божественная слава. Авторы статьи говорят в аннотации, что они хотели бы понять, какая группа черт Бога (красота или божественная благодать) чаще повторяется или какова пропорция этих двух, а также какая разница существует между мекканскими и мединскими сурами в описании Бога.

Примечание: Мекканские суры — хронологически ранние суры (главы) Корана, ниспосланные, согласно исламской традиции, пророку Мухаммеду до хиджры (переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году н. э.). Другой тип суры — мединская сура, более поздние суры, которые, согласно исламской традиции, были ниспосланы пророку в Медине, после хиджры Мухаммеда из Мекки.

Небольшая аннотация, или что такое Коран?

Коран является священной книгой ислама, основой и краеугольным камнем исламской культуры. Кроме того, это древнейший исторический документ ислама и последнее Священное Писание. По мнению мусульман, Коран — это сборник Божьих посланий для человечества, который был доставлен Мухаммеду (пророку) через ангела Джабраиля (Гавриила в христианской традиции). Другими словами, Божье писание — это веревка от неба до земли, на которой основано отношение человека к Богу.

Содержание Корана очень обширно и разнообразно. Хотя его основная идея, как и в предыдущих священных писаниях, сосредоточена вокруг монотеизма и поклонения единому Богу, есть и некоторые другие темы: религиозная доктрина, этические принципы, социальные и политические, судебные и экономические отношения, положение (место) личности и даже мысли, общение с людьми, личные мечты — каждый аспект жизни мусульманина основан на этой книге, находится под ее влиянием и происходят из нее. В исламской культуре Коран присутствует во всех аспектах жизни, начиная с рождения, когда ребенка убаюкивают под его стихи, и до самой смерти.

Исламские мистики считают, что корни их верований лежат в Коране, а их стремление — приблизиться к Богу. Один из способов приблизиться к Богу в исламском мистицизме — иметь черты, подобные Божьим. Несмотря на то, что эта идея характерна в первую очередь для исламского мистицизма, ее влияние очевидно среди всех мусульман. Наличие таких черт, как у Бога, является признаком возвышения духа. То, какими именно словами Бог описал себя в Коране, или как мусульмане относятся к чертам Бога, является частью пути к познанию истины о Боге через его собственные слова. Изучение Корана дает понимание исламской культуры, а также мыслей и поведения мусульман.

Как уже было отмечено выше, в исламском мистицизме имена и черты Бога делятся на две категории: красота и божественная слава. Хотя существует множество толкований этих категорий, наиболее распространенное из них говорит следующее. В первую категорию, красота, входят те черты, которые даруют человеку истину, чувства совершенства и благословения, такие как милосердие, праведность, нежность и т. д. Те же имена и черты, которые описывают славу Бога, а также вызывают ее исчезновение, или препятствуют благословению или совершенствованию человека, такие как высокомерие, нетерпение, надменность, недоверчивость и т. д — относятся ко второй группе.

Примеры исследований

Коран имеет 114 сур (глав), которые содержат независимые группы стихов с началом и концом, около 6000 стихов, 30 частей (Джуз) и 120 групп (Хизб). Naji et al. (2005) разработали классификатор и реализовали его для классификации различных стихов в каждой суре. Bin Dost и Ahmad (2008) изучали конструктивные характеристики мекканских и мединских сур в Коране. Они исследовали дисперсию и формы размера слова и длины слова сур. Abdul-Baquee и Atwell (2009) представили исследовательские задачи по созданию лексической базы данных валентностей глаголов в арабском Коране. Также найдены подтверждения того, что Коран имеет одного автора. Alhawarat et al. (2015) исследовали текст Корана средствами автоматической обработки языка. Результатом работы стало выделение ключевых слов, облака слов (wordclouds) и распределение частотностей важных понятий по главам.

Выборки и методы

В этом исследовании были рассмотрены все стихи Корана. Для каждой суры были вычислены частотности различных черт красоты и божественной славы. В таблицах 1 и 2 показаны различные черты Бога и их описательная статистика соответственно. Как видно из таблицы 2, Коран содержит 87 мекканских и 27 мединских сур. Среднее значение черт божественной славы в мекканских и мединских сурах составило 1,40 и 4,19 соответственно. Также среднее значение черт красоты в мекканских и мединских сурах составило 7,32 и 19,56 соответственно.

Собранные данные вводились в компьютер по пунктам в соответствии с сурами и их категориями. Материал анализировался с использованием SPSS версии 24 и языка программирования R. Во-первых, для сравнения частотности сур Корана с чертами божественной славы и с чертами красоты были применены непараметрические (не основанные на каком-либо предположении о том, как распределены данные в выборке) тесты — критерий Уилкоксона, критерий хи-квадрат, кросс-табуляция*. Непараметрические критерии выбраны потому, что в данных не наблюдается нормальное распределение.

Результаты

Критерий Уилкоксона показал, что в общем объеме, а также отдельно в мекканских и в мединских сурах Корана частотность черт красоты значительно больше, чем черт божественной славы. Критерий хи-квадрат дал аналогичные результаты. Кросс-табуляция также показала, что, хотя частотность черт как божественной славы, так и красоты в мекканских сурах были больше, чем в мединских сурах, пропорции использования черт божественной славы (16,1 и 17,6%) и красоты (83,9 и 82,4%) в мединских и мекканских сурах существенно не отличались от результатов двух предыдущих анализов.

Ссылки на некоторые исследования:

  • Abbasi, A. R., Mahmoudi, M. R., and Avazzadeh, Z.(2018). Diagnosis and clustering of power transformerwinding fault types by cross-correlation and clustering analysis of FRA results. IET Generation, Transmission & Distribution, 12(19): 4301–9.
  • Abdul-Baquee, S. and Atwell, E. S. (2009). Knowledge representation of the Quran through frame semantics: a corpus-based approach. In: Proceedings of the Fifth Corpus. Linguistics Conference. University of Liverpool, UK.
  • Alhawarat, M., Hegazi, M., and Hilal, A. (2015). Processing the text of the Holy Quran: a text mining. International Journal of Advanced Computer Science and Applications, 6(2): 262–7.
  • Bahrami, M., Amiri, M. J., Mahmoudi, M. R., and Koochaki, S. (2017). Modeling caffeine adsorption by multi-walled carbon nanotubes using multiple polynomial regression with interaction effects. Journal of Water and Health, 15(4): 526 — 35.
  • Bin Dost, M. K. and Ahmad, M. (2008). Statistical profile of Holy Quran and symmetry of Makki and Madni Suras. Pakistan Journal of Commerce and Social Sciences, 1: 1–16.
  • Naji, A., Kanaan, M., Ghassan, N. K., Bani, M., and Basal, I. M. (2005). Statistical classifier of the Holy Quran verses (Fateha and Yaseen chapters). Journal of Applied Science, 15(3): 580–3.

Источник: Statistical analysis about the God’s traits in Quran