Читать нас в Telegram
© unsplash.com

Альбомы (commonplace books), появившиеся в XVII веке, представляли собой тетрадь для записи идей, цитат из книг, отрывков текста для статей и работ, диаграмм, эскизов — всего, что приходит на ум. Со временем эти записные книжки превратились в личные сборники идей и размышлений, которые часто сопровождались сложными схемами индексирования, позволявшие находить записи и выявлять основные темы.

Век интернета может стать золотым веком альбомов. Прежде всего, у каждого появилась беспрецедентная возможность читать самые разнообразные тексты, получив к ним доступ. А кроме того, стало очень просто — не сложнее, чем «копировать и вставить», — объединять куски текстов в хранилищах, где инструменты поиска позволяют быстро выделить основные темы.

Сервис Evernote может использоваться как тетрадь для записей в течение нескольких лет. В его блокноты попадают самые разнообразные вещи, некоторые — автоматически. Найти их потом можно при помощи функции поиска, и порой это приносит сюрпризы. Скажем, результат поиска по слову «альбом» показал, что идея написать пост, посвященный этой теме, родилась еще год назад.

Рисунок из альбома Генри Тиффина, 1760 // Peabody Essex Museum

Альбомы были значимой идеей для XVII века, но оцифрованные тексты вывели их на новый уровень. С помощью специального алгоритма поисковик может в одно мгновение собрать заметки на заданную тему. Примером может служить Google: результаты запроса появляются в определенном порядке, и в какой-то степени этот порядок подстроен под пользователя. Между словами и идеями создаются новые связи, характерные для конкретного читателя, и они никак не могли быть предсказаны авторами изначальных текстов.

То, что вы видите в результатах поиска Google, по сути игра с текстом: перестановка слов для получения новых форм и связей, которые создатели изначальных текстов не могли себе и представить. Когда становится возможно объединять тексты другими, удивительными способами, они обретают новую ценность: для потребителей, ищущих информацию; для рекламодателей, которые пытаются донести что-то до потребителей, ищущих определенные темы; для создателей контента, которые хотят получить подписчиков. И конечно же, ценность для тех, кто служит посредником между этими разными группами.

Это, в свою очередь, поднимает вопрос об ограничении бесплатного доступа к информации и различных технологиях, мешающих автоматическому анализу и переработке текстов. В конечном счете доступ к текстам и права на повторное использование имеют большое значение для систем заметок с выходом в интернет. Другими словами, текст должен быть в заметках, а не храниться в так называемом стеклянном ящике.

Это особенно актуально для научной литературы: в наше время большая ее часть находится в лучшем случае в том самом прозрачном ящике, в худшем — в запертом сундуке, ключ от которого есть только у единиц. Научная литература должна быть более доступной, и должна быть возможность использовать текст многократно, в том числе для новых целей.

Интересно, что могли бы сказать владельцы альбомов XVII века о нынешней ситуации. Возможно, они были бы восхищены возможностями цифровых тетрадей для заметок, но в то же время поражены тем, как мы спрятали под замок некоторые важнейшие тексты, ограничив возможность использовать полный потенциал системы.

Источник: Academia Obscura