Читать нас в Telegram

Голливуд в последнее время активно пытается справиться с проблемами неравенства на экране. Как и раньше, белые мужчины получают больше всего экранного времени, а это неправильно. Однако мало кто заходит в своих рассуждениях дальше риторических утверждений «что такое хорошо и что такое плохо». Сколько фильмов на самом деле о мужчинах? Как их сравнивать — по жанру, отображаемой эпохе или кассовому доходу? Правда ли, что мелодрамы сосредоточены на женских персонажах, а боевики — на мужских?

Исследователи из проекта The Pudding подошли к этому вопросу просто: они не пытались ничего доказать, опираясь на гендерную теорию, опросы зрителей и рецензии критиков, — они собрали реальные данные. Работа получилась объемная и дескриптивная, описывающая реплики всех персонажей, мужского и женского пола, из 8000 сценариев, которые потом стали 2000 фильмов.

Распределение ролей в мультфильмах

Давайте начнем с изучения гендерного баланса в диалогах для фильмов Диснея.

В январе 2016 года исследователи сообщили, что мужчины говорят больше, чем женщины. Да-да, даже в мультиках о принцессах.

Данные это подтвердили — если изучить все мультфильмы Диснея, включая студию Пиксар, получается, что в 22 из 30 лент мужчины имеют больше реплик, чем женщины. Даже фильмы с, казалось бы, сильными и независимыми героинями, такие, как «Мулан», выглядят так же — ее фамилиар, дракон Мушу, говорит в полтора раза больше самой Мулан.

Распределение речи персонажей в Мулан

Как это посчитали?

В каждом сценарии учитывались реплики персонажи, которые произнесли минимум 100 слов; каждый персонаж соотнесен со страницей актера или актрисы на IMDB. Порог в 100 слов был использован не случайно: второстепенные персонажи размечены довольно плохо, их сложно соотнести с исполнителем или исполнительницей роли.

Это имеет непредвиденные последствия: например, в «Списке Шиндлера» женщины присутствуют, но каждая из них произносит менее 100 слов. Это означает, что более точным результатом будет 99,5% мужских реплик вместо 100%.

С выбранным подходом есть и другие проблемы: фильмы довольно сильно меняются при реализации сценария на экране. Режиссеры изменяют сюжет, имена и пол персонажей, добавляют или удаляют их. Это приводит к ошибками при сопоставлении реально существующего фильма с его сценарием.

У каждого сценария есть по крайней мере 90% персонажей, классифицированных по полу. Если вы заметили, что персонажа в списке нет, возможно, он попадает в оставшиеся 10%. Если персонаж был вырезан из фильма, но присутствовал в сценарии, пол определяется по местоимениям в сценарии.

Распределение речи персонажей в Аватаре

В джазе только мальчики

Среди тысяч проанализированных фильмов трудно найти жанр, в котором мужчины говорят меньше женщин. Даже в романтических комедиях реплики мужских персонажей составляют примерно 58%. Например, в фильмах «Красотка» и «10 причин моей ненависти» центральные персонажи — женщины, они произносят больше всего слов. Но в обоих фильмах мужчины все еще произносят 54% реплик — благодаря прочим персонажам мужского пола.

Как много существует фильмов с главными героинями?

В 22% фильмов у актрис было больше всего реплик (то есть с точки зрения диалогов они были главными персонажами). Женщины с большой вероятностью будут на втором месте по количеству слов в фильме, это происходит в  34% сценариев. Только в 18% фильмов женщины играют 2 из 3 главных ролей в ленте.

Старение в Голливуде

Исследователи также определили возраст каждого актера на момент выхода ленты в прокат. Это позволило узнать, действительно ли молодость женщины так высоко ценится в Голливуде — и правда ли, что мужчины с возрастом получают все больше ролей.

Данные показывают нам, что женщина в Голливуде должна быть не старше 41 года. А вот для мужчины — наоборот, главное — дожить до сорока, вот там и начинается настоящая жизнь.

Зачем это надо?

Это исследование показывает, как на самом деле обстоит дело в современной киноиндустрии — и показывает это нагляднее, чем тест Бехдель. Да, многие выводы кажутся банальными, но теперь эти банальности подтверждены объективной статистикой. Раньше никто не собирал столько данных и не пытался сопоставить сценарии, вышедшие на экран фильмы и страницы актеров на IMDB.

Это исследование все еще неидеально, но это уже значительно лучше, чем стандартное «ну, знаете, женщины после 40 совершенно не интересуются романтикой». Возможно, потому и не интересуются, что их там не снимают?

Источник: Film Dialogue from 2,000 screenplays, Broken Down by Gender and Age