Читать нас в Telegram

Крупные спортивные события, такие как чемпионаты мира по футболу или олимпиады, создают кратковременный, но очень мощный приток туристов в место их проведения. Существующей гостиничной инфраструктуры может не хватить на всех желающих. Однако нельзя просто взять и открыть больше гостиниц: для строительства нового отеля требуется значительное количество пространства, средств и времени. Более того, существует риск, что после проведения крупного мероприятия построенная туристическая инфраструктура не будет рационально использоваться и отельеры будут терпеть убытки.

Airbnb и мегасобытия

В подобной ситуации на помощь приходят шеринговая экономика и цифровые сервисы для сдачи частного жилья. Сервисы, подобные Airbnb, позволяют напрямую связывать потребителя и поставщика услуги. Онлайн-рынок может помочь городу более рационально распределить туристов в период «пиковой нагрузки». Более того, сдача в краткосрочную аренду личных квартир позволяет получать доходы не только бизнесу и власти, но и рядовым горожанам. Исследователи* приводят успешный пример сотрудничества сервиса Airbnb и администрации города Рио-де-Жанейро во время проведения Олимпиады 2016. Для обеспечения жильем всех туристов в городе пришлось бы построить более 250 отелей. Вместо этого власти города решили инвестировать в онлайн-рынок краткосрочной аренды жилья.

Мы задались вопросом: как развивался рынок краткосрочной аренды в Москве в период Чемпионата мира по футболу летом 2018 года. Сервис Airbnb в Москве появился лишь в 2012 году, тогда как в мире он функционирует с 2008 года, то есть развитие феномена краткосрочной аренды жилья в Москве только начиналось и Чемпионат мира мог стать катализатором интенсивного развития сервиса.

Описание данных

Данные Airbnb предоставил автор критических статей, продакт-менеджер компании SAP SE Том Сли**. Разработчики SAP SE предоставляют большой объём информации про предложения, доступные к бронированию: географические координаты, количество комнат, средняя оценка, количество отзывов, идентификационный номер владельца квартиры. Для нашего анализа были взяты географические координаты и идентификационный номер владельца. Данные были агрегированы по административным районам Москвы, использовались координаты станций метро.

Для ответа на поставленный вопрос мы проанализировали динамику предложений Airbnb с осени 2017 по осень 2018 года. Мы посчитали количество предложений за разные месяцы (до и после спортивного мероприятия) и нанесли их на карту.

Увеличение количества предложений

В период проведения Чемпионата мира предложение Airbnb выросло приблизительно в 3 раза (рис. 1). Это означает, что рынок Airbnb легко подстраивается под внешние условия.

Рис 1. Количество уникальных предложений Airbnb в Москве

Взрывной рост наблюдался в непосредственной близости от мест проведения соревнований: стадион «Лужники» (рис. 2) и «Открытие Арена» (рис. 3). Мы можем видеть, что после Чемпионата мира количество предложений ожидаемо сократилось. Однако в целом количество предложений за рассматриваемый период времени с осени 2017 по осень 2018 неоднократно увеличилось.

Рис 2. Окрестности стадиона «Лужники», район Хамовники
Рис 3. Окрестности стадиона “Открытие Арена”, район Покровское-Стрешнево

Пространственная структура

Предложение Airbnb сильно распространено по городу: квартиры в краткосрочной аренде есть не только в центре города, но и на периферии. Так, например, существенное количество новых предложений появилось в таких нетипичных для гостиничного бизнеса районах Москвы как Хамовники и Раменки.

В период Чемпионата активизировались также и типичные периферийные районы, однако некоторые из них «переоценили себя» — предложение квартир в них превысило число заездов. Так произошло в Северном и Южном Бутово, Некрасовке, Северном и Восточном Медведкове и некоторых других окраинных районах.

Таким образом, в год проведения Чемпионата мира по футболу Москва пережила сильнейший подъём активности сервиса Airbnb. Можно говорить о том, что чемпионат стал своеобразной рекламой сервиса и обеспечил приток новых арендодателей. Более того, можно предполагать, что сервис действительно позволил в некоторой степени распределить доходы от туристической отрасли в жилые районы, поскольку туристы жили не только в центральных, но и в периферийных районах Москвы.

*Understanding the Sharing Economy
**Tom Slee. Airbnb data

В подготовке материала участвовали Владимир Назаров и Анастасия Кашицына.