Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Юля Бобкова

Города росли, растут и еще какое-то время будут расти. Люди в них приезжали, приезжают и еще какое-то время будут приезжать. И пока люди приезжают в город, он должен развиваться для этих людей.

Вид на город Катманду, Непал

Речь идет в первую очередь об обеспечении жильем, рабочим местом и возможностью перемещаться. Звучит не слишком сложно. Если миграционный приток не очень большой, проблем с этим не возникает и город растет соразмерно увеличению численности своего населения. Однако в случаях с взрывным ростом населения, сопровождающимся стремлением людей перебраться в город, начинаются проблемы.

Новые горожане не могут найти работу за неимением рабочих мест и жилье. В то же время они не хотят возвращаться назад в сельскую местность, которая часто тоже перенаселена. В результате возникает целый пласт городского населения, которому некуда деваться. Эти люди оседают в беднейших районах города, часто на его окраине, где или выбирают самое дешевое жилье из возможных, или сами строят что-нибудь для себя — возникают трущобы.

Кампаментос? Геджеконду? Вилья мисерия? Что?

Чилийские кампаментос, бразильские фавелы, египетские аль-ашвайят, турецкие геджеконду, аргентинские вилья мисерия — все это можно назвать емким русским словом «трущобы», хотя в каждом отдельном случае у подобных районов своя специфика. У этих слов даже разное происхождение. Например, «кампаментос» дословно переводится как «палаточный лагерь», а «геджеконду» означает «построенный за ночь», что тоже указывает на особенности трущоб в каждом отдельном месте. Они по-разному формируются, совершенно непохоже на друг друга выглядят. Тем не менее у них определенно есть общие черты.

Обычно трущобы представляют собой массив нелегальных строений с более высокой плотностью малоэтажной застройки, чем в других местах в городе. В этих районах слабо развита инфраструктура, чаще всего в них нет водопровода, канализации, электричества, не работают коммунальные службы. Массивы трущоб слабо связаны с городской дорожной сетью — в них сложно зайти и из них сложно выйти.

Изолированность усугубляет проблемы, с которыми жители этих районов сталкиваются в повседневной жизни.
Нелегальность застройки приводит к тому, что трущобные массивы плохо отображаются на официальных картах. Одновременно с этим карты нелегальной застройки необходимы, что подводит исследователей вплотную к поиску нетривиальных путей их создания.

Лирическое отступление или пару слов о том, зачем нужны карты трущоб

Наиболее актуально составление карт трущоб для городов развивающихся стран, к примеру, африканских. В этих регионах население растет особенно быстро, приток населения в города увеличивается с каждым годом. В результате возникают районы вроде Киберы в Найроби, столице Кении, или Вест-Поинта в Монровии, столице Либерии, дома в которых расположены настолько близко друг к другу, что пройти между ними становится задачей, требующей творческого подхода и изворотливости.

Для таких плотных массивов нелегальной застройки спланировать строительство дорог или проведение канализации чудовищно сложно. Одновременно с этим налаживание инфраструктуры в трущобах необходимо, потому что их жители наиболее уязвимы во время эпидемий, стихийных бедствий, жары и т. д.

Для того, чтобы решить проблему, ее нужно увидеть. В масштабах города или страны, то есть на уровне принятия решения о строительстве дорог или проведении водопровода, разглядеть трущобы лучше всего сверху, на карте.
Собственно, есть по меньшей мере одна героическая команда, которая взялась за составление таких карт.

Героическая команда

Важно, чтобы данные, полученные в результате изучения территории, были общедоступны. Помня об этом, ученые из Института городских инноваций Мансуэто Чикагского университета придумали способ картографирования трущоб, основанный на данных OSM и таком свойстве массивов стихийной застройки как пространственная изолированность.

Модель картографирования основана на расчете времени пути от отдельно взятого дома до ближайшей дороги городской сети. В итоге по степени территориальной доступности было выделено пять типов территорий, каждому из которых на карте соответствует свой цвет.

Результат здесь. На момент написания статьи можно посмотреть на красиво и, главное, со смыслом раскрашенные территории стран Африки, Латинской Америки, Азии и части постсоветского пространства.

Красный цвет соответствует территориям, выйти из которых на полноценную дорогу может получиться далеко не с первой попытки. Обычно такие районы как раз и являются трущобами в самом пугающем виде. Зеленый цвет, напротив, говорит о высокой степени открытости места, его хорошей транспортной доступности.

Район Кибера в Найроби, столице Кении, Google Earth. На карте Million Neighborhoods этой территории соответствует красный цвет
Найроби, столица Кении, на карте Million Neighborhoods. В правом нижнем углу изображения можно увидеть шкалу доступности территории, слева — список городов, которые можно изучить наиболее детально

Отдельного внимания заслуживает причина, по которой команда Чикагского университета взялась за исследование.

«Вопрос трущоб в свете прогнозирования их роста и проблем, которые влечет за собой изменение климата, особенно актуален. Мы надеемся, что наш проект откроет новые возможности для планирования городского пространства, направленного на улучшение качества жизни людей. Использование этой карты позволит выявлять территории с дефицитом инфраструктуры, улучшение качества жизни людей в которых должно быть первоочередной задачей»

Луис Беттенкурт, первый директор Института городских инноваций Мансуэто

Карта была впервые представлена на Глобальном симпозиуме по вопросам устойчивого развития городов и городских сообществ, который прошел в Чикаго в двадцатых числах октября 2019 года.

Другие герои

Задумываются о создании методов картографирования трущоб и в других местах. Например, в 2019 году вышла статья команды ученых с Кафедры гражданского, экологического и геоматического проектирования Университетского колледжа Лондона.

Большой Каир на картосхеме и космических снимках из статьи PredictSLUMS. Среди схематично нанесенных серых кварталов красным цветом выделены территории, в которых машинный алгоритм распознал трущобы. На снимках — соответствующие разным типам застройки районы

В этой статье был представлен способ нанесения на карты районов неформальной застройки, основанный на анализе пересечений улиц в городе. Так же, как и в предыдущем описанном случае, в работе используются общедоступные данные, а, значит, метод может быть использован планировщиками и работниками управления различных регионов.

Одна из особенностей способа британских ученых — работа с искусственным интеллектом, машинным обучением. С этой особенностью связано основном преимущество этого способа перед, например, проведением границ массивов нелегальной застройки по космическим снимкам — универсальность. После обучения на примере одного города модель может быть использована для анализа любых других городов, характеризующихся схожей структурой.

Источники