Читать нас в Telegram

Сегодня мы окунемся в цифровую историю польских евреев с помощью мультимедийного онлайн-путеводителя. Это будет знакомство с путем знаменитого польского педагога Януша Корчака, добровольно пошедшего на смерть вместе со своими воспитанниками, а еще истории и скетчи про обычных жителей польской столицы, прошлое/настоящее Варшавы.

На этом примере мы увидим, как цифровые исторические проекты позволяют оформлять знание о прошлом в новом формате.

Эшелон уходит ровно в полночь, эшелон уходит прямо в рай

Начнем знакомство с путем Януша Корчака.

Корчак известен многим как талантливый детский писатель, но его главным призванием в жизни была педагогика. Многие годы Корчак занимался воспитанием беспризорников. Еще в 1911 году он основал в Варшаве «Дом сирот», которым руководил (с перерывом на Первую мировую войну) вплоть до своей гибели в нацистском концлагере в 1942-м. Книги, написанные Корчаком за эти три десятилетия (Как любить ребенка, Право ребенка на уважение, Шутливая педагогика и др.), стали классикой педагогической науки.

Последние годы жизни Корчака прошли в Варшавском гетто, куда переместили его детдом. Будучи знаменитым педагогом и писателем, Корчак имел возможность покинуть гетто в любой момент — но выбрал остаться с двумя сотнями воспитанников до конца. На интерактивной карте Варшавского гетто отмечены важные места с историческими пояснениями.

Вот точка у южного входа в гетто — место где размещался корчаковский «Дом сирот»:

Когда в 1942 году пришел приказ нацистской администрации об отправке детдома в концлагерь, дети во главе с Корчаком прошли отсюда маршем через все гетто к Гданьскому вокзалу:

А на Умшлягплаце у вокзала
Гетто ждет устало — чей черед?
И гремит последняя осанна
Лаем полицая — "Дом сирот!"

Щелкнув на карточку с пояснением, можно увидеть, как выглядела площадь у вокзала в дни нацистской оккупации — и как выглядит сейчас монумент погибшим детям.

Пусть мы дымом истаем над адовым пеклом,
Пусть тела превратятся в горючую лаву,
Но дождем, но травою, но ветром, но пеплом,
Мы вернемся, вернемся, вернемся в Варшаву!

Истории людей

Теперь перейдем историям и скетчам о других варшавских евреях, повлиявших на социальную и культурную жизнь города.

Вот Паулина Аппеншляк — польская, а затем израильская феминистка. Ей посвящена целая графическая новелла, рассказывающая о ее журналистской деятельности в довоенной Варшаве, и о ее дальнейшей жизни в Тель-Авиве.

Инструментарий историй и скетчей богат. Тут и пояснения в виде текста, фото и видеоматериалов. Пояснения касаются как и бытовых мелочей, так и повседневных отношений с другими людьми:

В конце комикса, мы можем посмотреть с какими другими историями он связан.

Графические новеллы можно скачать в pdf файле и прочитать тогда, когда вам будет удобно.

Холокост на карте

Наконец, рассмотрим прошлое и настоящее Варшавы.

Выберем историю холокоста.

Здесь выберем промежуток 1943 — 1945 гг. Почему этот промежуток? В эти годы произошло сначала восстание в Варшавском гетто, а затем и более крупное Варшавское восстание 1944 г.

Интерактивная карта устроена примерно так же, как в истории Януша Корчака выше. Но, есть пара отличий. Например, вкладка Summary. За счет это вкладки, появляется возможность проследить численность населения Варшавы и численность евреев. Так, в 1939 году видно, что всего в Варшаве 1 300 000 жителей, из них 380 000 тысяч евреев — почти 29%.

А в 1943 году евреев осталось всего 18 000 — и территория гетто сжалась до нескольких улиц.

В том же году гетто окончательно закроют, отправив всех оставшихся в нем евреев в концлагерь Треблинка.


Сайт Jewish Warsaw открыт с помощью музея истории польских Евреев POLIN. У него есть приложение в App store и Google play.