Кому на Руси пить хорошо: какой алкоголь сегодня можно найти в магазинах и кто его покупает

Что стало с импортными виски, коньяком и аперолем в России после 24 февраля 2022 года и стали ли россияне меньше пить? Рассказываем в материале «Системного Блока» об изменениях на рынке алкогольной продукции за последние полтора года.

Кто ушёл, а кто остался?

После 24 февраля 2022 года крупные западные компании, занимающиеся производством алкоголя, либо полностью ушли с российского рынка, либо ограничили поставки продукции. Среди них Diageo (Johnnie Walker, Guinness, Smirnoff, Baileys, Captain Morgan), Brown-Forman (Jack Daniel’s), Pernod Ricard (Beefeater, «Арарат»), LVMH (Moët & Chandon, Hennessy). Изначально Минпромторг отказывался от идеи легализации параллельного импорта алкоголя из-за риска роста контрафактного товара. Против выступали и отечественные производители. Но спрос победил, и теперь знакомые бренды время от времени можно найти в магазинах. 

Импортозамещение крепкого алкоголя тоже идёт полным ходом. Появляются российские апероль, джин и виски. Любители последнего сильнее всего пострадали от ухода импортных напитков: поставки виски за 2022 год сократились вдвое. Появляющиеся отечественные аналоги пока не пользуются большой популярностью и воспринимаются как диковинка, при этом цена за некоторые бутылки доходит до 20 тысяч рублей. Для тех, кто не доверяет новшествам российских вискоделов, на рынок стали завозить индийские и китайские марки.

Однако проблемы труднодоступности известных западных марок ощутимы для относительно малого числа россиян. 75% рынка крепкого алкоголя приходятся на водку, которая преимущественно производится внутри страны. Сейчас передовиком в этом сегменте выступает «Татспиртпром», принадлежащий правительству Татарстана, также в тройку лидеров входят Beluga Group и «Алкогольная сибирская группа». Эти три компании производят около 30% всей российской водки.

Нюансы потребления

Для показателей розничной продажи алкоголя характерна сезонность. Шампанское чаще всего покупают к новогоднему столу, а пиво, наоборот, — пьют преимущественно летом. Производители же ориентируются на спрос. Больше всего водки, например, выпускают в ноябре и декабре.

На характер потребления влияет не только время, но и место. Больше всего купленной продукции (в расчёте на одного человека) приходится на северные области страны. Это противоречит мифу о том, что употребление связано с нищетой и безработицей: регионы с северными надбавками имеют высокие средние зарплаты и низкие показатели безработицы. Вероятно, дело не столько в деньгах, сколько в совокупности факторов: от развитости культурно-досуговой и общественной жизни в регионе до традиций и религии проживающих там людей. Меньше всего алкоголя продаётся в регионах Кавказа. 

При этом нет никакой видимой связи между тем, где алкоголь произведён, и тем, где его будут чаще всего покупать. Так, вино преимущественно производится на юге, а наибольшей популярностью пользуется в Москве и Санкт-Петербурге.

Проблемы (не) равно возможности

Пожалуй, сильнее всего в ближайшем будущем рискуют пострадать российские пивовары: в стране почти не производится хмель и до санкций его всегда закупали в западных странах. Кроме того, повысятся цены на алюминиевые банки. Виноделам тоже придётся побеспокоиться о своей упаковке: классические пробки, поставляемые из Италии и Испании, необходимо чем-то заменять. Впрочем, едва ли это станет серьёзной угрозой, учитывая повышенное государственное финансирование отрасли: до 2030 года правительство планирует выделить винодельням рекордные 26 миллиардов рублей

На фоне потенциального снижения доходов производители переживают и о снижении спроса. Однако россияне не привыкли экономить на алкоголе и едва ли начнут это делать в кризисное время. 

TLDR: Что интересного можно почерпнуть из анализа

На российском рынке алкогольной продукции с февраля 2022 года идут два процесса: параллельный импорт западного алкоголя и импортозамещение. К примеру, поставки виски сократились вдвое, при этом появились отечественные аналоги. Также на полках магазинов можно найти виски из Китая и Индии.

Из крепкого алкоголя россияне чаще всего выбирают водку, которую обычно производят зимой. Также в зимнее время вырастает потребление шампанского, а вот пиво пьют летом. При этом алкоголь больше покупают в северных районах, а самые низкие показатели розничной продажи — в регионах Кавказа.

Что касается вина и пива, их производители столкнулись с проблемами при закупке сырья и упаковки.  Для поддержки российских виноделов правительство планирует выделить дополнительное финансирование.

Из-за повышения цен на знакомые напитки и отсутствия любимых западных марок на полках народная тропа в алкогольные отделы, по-видимому, не зарастёт. Ожидаем засилье «Абрау-Дюрсо» в винных картах, пиратский ром из Калуги в супермаркетах и укрепление позиций водочных гигантов на российском рынке.

Источники:

  1. Производство в натуральном выражении спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 2017 г. по 2022 г. — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  2. Производство в натуральном выражении спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 2023 г.  — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  3. Производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в натуральном выражении — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  4. Розничная продажа алкогольной продукции в натуральном выражении с 2017 г. по 2022 г. — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  5. Розничная продажа алкогольной продукции в натуральном выражении с 2023 г. — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  6. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в натуральном выражении — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
  7. Численность постоянного населения в среднем за год — Росстат