Если вы были в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер, то наверняка заметили висящие повсюду пустые рамки из-под картин, служащие напоминанием о величайшем нерасследованном ограблении в истории человечества. Несмотря на то что оригиналы произведений искусства вряд ли возможно восстановить, команда ученых из Лаборатории компьютерных наук и искусственного интеллекта Массачусетского технологического университета (CSAIL) вызвалась помочь музею с помощью новой системы, направленной на создание репродукций мировых шедевров.
Новая программа RePaint включает в себя использование технологий 3D-принтера и глубокого обучения для достижения максимальной схожести копии и оригинала вне зависимости от освещения или положения последнего. Возможности использования RePaint огромны: от простого копирования произведения искусства для домашнего интерьера до защиты оригиналов от изношенности или похищения в музеях. Создатели надеются, что в будущем новая система сможет печатать открытки и уменьшенные копии мировых шедевров на продажу.
Как заметил Ким Чангли, один из соавторов недавно опубликованной научной работы, посвященной программе RePaint, если при создании репродукции картины цвет в точности копируется так, как он выглядит в галерее, цветовая гамма копии может отличаться от гаммы оригинала в условиях обычной домашней обстановки. RePaint работает вне зависимости от освещения, в которое помещен оригинал. Технология позволяет делать более качественную репродукцию, достигая того уровня точности, который был недоступен ранее в других исследованиях в этой сфере.
В тестировании RePaint группа ученых использовала репродукции серии авторских картин масляной живописи, специально созданных коллегой-художником для проекта. Результаты исследования превзошли все ожидания: оказалось, что точность передачи цветовой гаммы в копиях, созданных программой, в среднем в четыре раза выше, чем при анализе работ, написанных вручную.
Программа создавала репродукции картин размером с кредитную карту из-за низкой производительности принтера: для создания копии картины требуется большое количество времени. В будущем команда исследователей планирует использовать новые модели коммерческих 3D-принтеров, представляя мировые шедевры в намного большем, реальном масштабе.
В обычной жизни мы часто используем 2D-принтеры для печати картин и изображений, но нужно понимать, что их функции сильно ограничены. Их картриджи запрограммированы на использование четырех разных тонов: циана (сине-зеленого), черного, желтого и мадженты (пурпурного). Однако совсем недавно ученые изобрели новую технологию, которая позволит лучше запечатлеть шедевры Дега и Дали. Данная программа использует принцип пиксельного окрашивания (color-contoning) для струйного принтера, загружая в 3D-принтер сразу десять прозрачных пузырьков с чернилами и образуя из них длинные тонкие ряды, что похоже на положение вафель в KitKat. Новый метод соединили со старым способом создания полутонового изображения в 2D-принтерах, в котором картинка печатается с помощью раскрашивания каждой точки индивидуально. Сочетая новейшие и уже привычные технологии, авторы работы надеются достичь уникального качества воспроизведения цветовой гаммы картины.
Несмотря на появление новой, расширенной палитры цветов, вопрос о выборе чернил для определенных картин, различающихся оттенками и яркостью, остается открытым. Однако, чтобы сэкономить время выбора чернил при раскраске каждой новой репродукции, команда ученых перепрограммировала систему, добавив возможность предсказывать оптимальное количество необходимого цвета и теней. Программа находится в активной разработке.
Предполагается, что после того, как новая технология будет усовершенствована, она будет активно применяться для улучшения качества изображения отдельных деталей картины, значительно увеличивая точность создания репродукции.
Несмотря на прогресс в этой области, ученые предупреждают, что система еще недостаточно совершенна: программу следует улучшить, перед тем как репродукции знаменитой «Звездной ночи» Ван Гога окажутся во всех музеях мира. Точное копирование всей цветовой гаммы на данном этапе работы не может быть воспроизведено. К примеру, репродукция тенаровой сини (cobalt blue) вызывает затруднения из-за ограниченной цветовой палитры чернил. В будущем команда исследователей планирует значительно расширить библиотеку доступных тонов в 3D-принтере, создав новый алгоритм для выбора и отличия цветовой гаммы доступных красок. Группа ученых также надеется усовершенствовать воссоздание деталей в репродукциях, делая упор на таких аспектах, как текстура поверхности картины, и используя данные о ее зеркальном отражении, достигая эффекта блеска или, наоборот, затемнения.
Современные тенденции показывают, что ценность изобразительного искусства в глазах общества значительно возросла. По этой причине все больше людей хотят заполучить значимый, редкий оригинал картины себе домой и скрыть сокровище от чужих глаз. А технология стремится противостоять этой тенденции, создавая открытое, общедоступное искусство для каждого, вне зависимости от уровня дохода или социального положения.
Источник: Reproducing paintings that make an impression // MIT NEWS