Читать нас в Telegram
Иооюстратор: Юлия Бобкова

Генеративное искусство — творческий процесс, который полностью или частично осуществляет автономный механизм. Художник может задать ряд правил и образцов для творчества, но в роли создателя выступает автономная система. Сюда относят создание любых произведений: музыки, картин, фильмов, текстов.

Зарождение генеративного искусства восходит к XVIII веку: тогда была популярна игра, в которой создавались музыкальные произведения. Посредством бросков игральной кости выбирались заранее написанные фрагменты и случайным образом выстраивались в мелодию. Еще один ранний прототип генеративного искусства — изобретенный в XIX веке калейдоскоп.

Распространение компьютерных технологий в 1960-е годы подтолкнуло развитие генеративного искусства. Ключевым стало появление графических редакторов — это сильно ускорило работу художников и дизайнеров. До этого создание изображений требовало долгой и кропотливой работы. Сегодня многие создают узоры и другие произведения искусства в графических редакторах Photoshop, Plain Pattern, Patternico, а также генераторах паттернов Everypixel, GeoPattern и Korpus.

Паттерн, сгенерированный сервисом Everypixel

Расцвет генеративного искусства

В эпоху нейросетей и изобилия данных генеративное искусство вышло за пределы графических редакторов. Особенно часто для создания произведений искусства используют генеративно-состязательные сети (GAN). В октябре 2018 года аукционный дом Christie’s в Нью-Йорке впервые продал картину, созданную такой нейросетью. «Портрет Эдмона де Белами» ушел с молотка за 432 500 долларов. Это в 45 раз выше, чем верхняя граница оценки стоимости, озвученная изначально.

«Эдмон де Белами», созданный нейросетью

Художники Анна Ридлер и Марио Клингеманн, создающие подобные работы, считают, искусственный интеллект еще только начинает проникать на рынока живописи. Публика пока не готова воспринимать генеративное искусство наряду с традиционным.

Бактерии и молекулы

Одно из эксцентричных направлений генеративного искусства — био-арт. Произведения создают на основе закономерностей движения бактерий. Яркий представитель этого течения Джозеф Некватал выкладывает в сеть видео абстрактного содержания. Деятели генеративного искусства вдохновлялись не только биологическими алгоритмами, но также механическими и математическими. Например, в причудливых произведениях корейского художника Лими Юнга автономным механизмом выступает воздух. Кинетические скульптуры из нержавеющей стали перемещаются исключительно посредством движения через них воздушных потоков. У них нет никакого практического применения, но способность передвигаться автономно превращает их существование в завораживающую имитацию неземной жизни.

Кинетическая скульптура Лими Юнга

Говоря о математических алгоритмах в контексте генеративного искусства, нельзя не упомянуть работы Джона Конвея. Примечательна его так называемая «Игра жизни» (или просто «Жизнь» ). Игра представляет собой систему жизни клеток и состоит из четырех правил:

  1. Пространство обитания клеток может быть бесконечным, ограниченным или замкнутым.
  2. Каждую клетку окружают восемь других клеток. Клетки живые или мертвые.
  3. Изначальное распределение клеток задается первым поколением, и каждое дальнейшее поколение рассредотачивается по пространству другим способом.
  4. Игра прекращается, когда либо все клетки мертвые, либо новая конфигурация повторяет одну из предыдущих, либо клетки больше не меняют своего положения.
«Игра жизни» Д. Конвея

Конвей разработал эту игру как пример алгоритма, который воспроизводит сам себя. Это упрощенная версия модели, предложенной пионером компьютерных наук Джоном фон Нейманом еще в 1940-е годы. Несмотря на то, что изначальное предназначение игры не имеет отношения к искусству, «Жизнь» Конвея послужила источником вдохновения для многих художников и поневоле стала одним из ярких примеров генеративного искусства.

О будущем

Крупные корпорации проводят исследования в области генеративной музыки. Они планируют создать алгоритмы, которые на основе опыта, предпочтений и настроения слушателя могли бы автоматически создавать музыкальные композиции. Сказанное выше кажется фантастикой, но машинное обучение давно используют в музыкальной сфере. Яркий пример — Magenta, библиотека Python, предназначенная для генерирования музыки и изображений в творческих целях. Возможно, спустя время появятся и сервисы для мгновенного создания музыки под настроение.

Генеративное искусство — неоднозначное явление с точки зрения философии и искусства. Нельзя однозначно сказать, может ли машина создавать новое, полноценно выступать в роли автора, или же способность к творчеству присуща только человеку. Появление произведений, созданных автономными системами, заставляет задуматься, что вписывается в рамки искусства, а что к нему отнести нельзя. Таким образом, генеративное искусство — это уникальное переплетение искусства, науки и технологий, развитие которого еще предстоит увидеть.

Источники

  1. An intro to Generative Art
  2. Joseph Nechvatal 
  3. Limee Young
  4. John Conway’s Game of Life
  5. Основания генеративного искусства
  6. Magenta
  7. Is artificial intelligence set to become art’s next medium?
  8. Where is Generative Art headed?