Спектакль на сцене — спектакль в Minecraft: первая попытка
Первый профессиональный спектакль в Minecraft был поставлен в 2017 году британским театром Playhouse Theatre. Спектакль Playcraft Live рассказывает историю о путешественниках во времени, которые работают на секретную корпорацию. Их задача — остановить других путешественников, которые приходят из будущего и пытаются изменить что-то в прошлом.
Действие разворачивается на настоящей сцене с обычными актерами: герои используют машину времени, чтобы попадать в другие эпохи. Однажды Менди — героиня, которая запускает машину времени — ошибается, и Лиам-путешественник вместе с роботом случайно оказываются в неолитическом периоде истории. В этот момент вместо них зрители театра на экране видят Аватаров в Minecraft, которые говорят голосами актеров и пытаются вернуться в лабораторию.
Таким образом, первая практика использования компьютерной игры в качестве платформы для спектакля не полностью перенесла действие в игру. Зрители наблюдали за двумя пространствами: лабораторией на сцене Playhouse Theatre и путешествием Лиама в Minecraft. Тем не менее, Playcraft Live сделал театр доступнее: спектакль можно было посмотреть и в театре, и на YouTube, а некоторых пригласили увидеть постановку в самой игре Minecraft.
Взаимоотношения родителей и детей: роль технологий в жизни современного человека
Иммерсивное шоу о взаимоотношении матери и сына, Mine, канадского театра Theatre Replacement. Идея перформанса появилась у актрисы Theatre Replacement Маико Ямомото. Ее сын, Хокуто, был сильно увлечен Minecraft, на фоне чего в отношениях матери и сына возникали конфликты. Однажды Ямомото попробовала сыграть вместе с Хокуто и поняла, что их игру можно трактовать как настоящее театральное действие, в котором раскрывается нарратив взаимоотношений родителей и детей.
Премьера шоу состоялась в 2018 году: актеры Theatre Replacement и их дети погрузились в Minecraft прямо на сцене театра. Их действия в игре транслировали на экран при помощи специальных устройств. Когда игроки путешествовали в дигитализированной местности, где можно было сыграть в истории Беовульфа, Бемби и Терминатора, они выстраивали и личные истории, которые превратились в настоящий перформанс о сильной связи между родителями и детьми.
В доступной для всех форме игры Minecraft позволил показать на сцене важную тему, выстроить диалог поколений. Здесь важно понимать распределение ролей, ведь по сути такая живая игра разделяет каждого пользователя на две роли: роль матери и новичка в Minecraft, роль сына и эксперта в Minecraft. Важно, что геймерский язык в современном мире более доступен молодому поколению, поэтому, как отмечает Ямомото, в момент игры ее ребенок становится ее наставником, однако она все равно остается родителем:
«Я была таким новичком в игре поначалу, в то время как мой сын был настоящим экспертом. В то же время я оставалась его родителем, так как он постоянно спрашивал, можно ли привести домой собаку или поставить его кровать рядом с моей».
Российский опыт театральных постановок в Minecraft: классика на сцене
Еще одним театральным экспериментов в Minecraft стал классический спектакль «Вишневый сад» по пьесе А.П.Чехова.
В период пандемии театры закрыли, поэтому многие перенесли спектакли в онлайн-формат на разные платформы. Дальше всех пошел Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова: в компьютерной игре Minecraft построили здание БДТ, в котором показали одну из вариаций знаменитого спектакля «Вишневый сад» (реж. Эдгар Закарян). Трансляция постановки шла на странице театра во ВКонтакте. Теперь она доступна широкому кругу пользователей на YouTube.
Одно из определений слова «театр» относится к пространству: это здание, в котором показывают перформативные постановки. Так вот, театр Minecraft — тоже изначально просто здание, в котором можно создать спектакль. Следующее, от чего не отходят даже в цифровом пространстве, — это три звонка, настраивающие зрителя на просмотр, и предупреждение диктора: видео и съемка запрещены, отключите телефоны. Разумеется, в игре есть актеры. Вот только на сцену вместо них выходят игровые аватары.
Но в ситуации с театром интереснее искать не общее, а отличия. Чем же отличаются театральные постановки в Minecraft от классических? Во-первых, в произведении появился Рассказчик, который взаимодействовал с каждым из героев и комментировал их действия. Во-вторых, в случае с «Вишневым садом» БДТ значительно был упрощен язык. Герои явно отошли от текста и старались донести только суть произведения — дом собираются продать, потому что семья обанкротилась, его покупает Лопахин — все уезжают. Помимо этого, Аватары героев иногда зависали или шли не в ту сторону. В такие моменты другие актеры, не стесняясь, обращали на это внимание. Например, когда в самом начале Аватар Фирса долго не выходил на сцену, Рассказчик обратился к нему: «Старичок, выходи».
Еще одна отличительная черта спектакля в Minecraft — лаконичность. Постановка «Вишневого сада» больше напоминала краткий пересказ произведения, нежели его новое сценическое воплощение. Спектакль длился всего 15 минут.
Интересно, что в «Вишневый сад» в Minecraft полностью воплощается один из принципов классического театра — единство места. Почти весь спектакль все герои находятся на сцене: они почти никогда не уходят из этого пространства, кроме финала, когда на сцене остаются только Лопахин, рассуждающий о своей успешной покупке, и Фирс, который то и дело ходит туда-сюда на авансцене.
Бонусом для обладателей лицензионной версии стало то, что они могли побыть внутри виртуального БДТ. На сцену, как и в настоящем театре, попасть никому не удалось, однако в один из моментов спектакля всем зрителям показали ракурс из-за кулис.
Новая практика: доступный театр и голос актера
Интересно, что чем-то спектакли в Minecraft напоминают об актерах Древней Греции. Тогда одними из основных ремесленных навыков людей, которые хотят связать свою жизнь со сценой, было владение голосом, навык импровизации и, конечно, владение мнемоническими техниками. Первые два фактора явно отсылают нас к дигитализированным театральным постановкам, ведь актеры там преимущественно работают именно этими инструментами. Зритель не видит того, кто играет на «сцене», он только слышит его голос. А актерам часто приходится импровизировать, чтобы актуализировать происходящее на сцене.
Тем не менее, зависимость от текста в постановках Minecraft ограничивает актеров. В классическом театре некоторые действия можно сыграть молча, потому что задействованы тело, пластика, эмоциональность. Аватары в игре не позволяют пользоваться этими инструментами: если Б.Брехт писал о том, что «присутствие литературного текста прерывает самодостаточную образность происходящего на сцене» (Х.-Т.Леман «Постдраматический театр»), то театр в Minecraft скорее отходит от образов и опирается исключительно на текст.
Следующий аспект — голос актера. Эрика Фишер-Лихте пишет, что голос способен создавать телесность, так как разные звуки характеризуют разные состояния: смех, крик, плач. Это очень актуально для театра, который создается внутри компьютерной игры без возможности физического присутствия актеров на сцене, потому что звук воплощает его телесное переживание. Таким образом, голос актера позволяет сформировать его присутствие в театральном действии.
Невозможно обойти стороной и тот факт, что подобный формат оказывает сильное влияние на театральную культуру: только представьте, насколько доступен стал театр. Очевидно, что постановки в Minecraft привлекли внимание не только постоянных зрителей, но и тех, кто был далек от театра.