Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Надя Луценко

«Системный блокъ» уже рассказывал, что Библиотека Конгресса хранит цифровое богатство, оцениваемое в более чем 170 миллионов объектов. Среди них более 15 миллионов нотных записей — от Чайковского до “Imagine” Джона Леннона, а также коллекция партитур и аранжировок к немым фильмам. 

Музыка в коллекции Библиотеки Конгресса 

Это более 3 тысяч объектов, которые использовались для музыкального сопровождения немого кино с 1904 по 1927 годы. В коллекцию входят партитуры для конкретных фильмов, мелодии для определенных моментов в фильме, музыка для общего использования в немом кино. 

Большинство записей пожертвовали музыкальные издатели из США и Европы. Обычные граждане тоже передавали записи, которые хранились у них с зарегистрированным авторскими правами, так как, чтобы зарегистрировать права на запись, нужно отправить ее копию в архив Библиотеки Конгресса. Например, журналист, любитель комиксов и коллекционер Джек Баттерворт (Jack Butterworth) передал в дар, помимо записей к немым фильмам, снятым с 1917 по 1929 год, даже листы с репликами к фильмам, которые были утрачены. 

Для скачивания онлайн доступны ноты с музыкой к немым фильмам. Скрины “Favorite moving picture music folio”.

Навигация по коллекции удобная и понятная —  можно посмотреть только файлы онлайн или все объекты в коллекции. Также есть разделение по годам, странам и авторам композиций. Можно выбрать вид музыкального сопровождения: партитура, аранжировка и другие. 

Коллекция хранит мелодии времен Первой мировой войны, такие как «Битва при Ипре», нотные записи Чайковского к «Ромео и Джульетте» или музыку к фотоспектаклю «Дочь богов» с актрисой Аннет Келлерман, у которой на Аллее Славы есть звезда.  

Нотные записи к фотоспектаклю «Дочь богов» из коллекции Библиотеки Конгресса.

Нотные записи Чайковского к «Ромео и Джульетте» из коллекции Библиотеки Конгресса.

Музыку можно разделить на две категории: для конкретных фильмов и для общего использования в схожих сценах. Например, часто встречается тема любовных сцен — причем в скобках подробно указано, в каких моментах фильма можно вставить эти звуки: «для любовных сцен страсти», «пятнадцать минут в стране романтики» и так далее. Можно подобрать мелодию под любое настроение и событие: от «странных, сверхъестественных и тревожных ситуаций» до военных танцев, драк и беспорядков. Есть даже ноты для «гонок и автомобильных сцен», как в «Форсаже». 

В коллекции есть названия записей, которые отражают разные типы дискриминаций, неоднозначные мнения и взгляды: расистские, женоненавистнические, эйблистские и ксенофобские. Например, есть «Песня рабыни» Батлера, написанная в 1922 году или «Музыкальное описание сцен преднамеренного убийства» Луза. 

Зачем хранят музыку к немому кино

Музыка к немым фильмам  интересна не только коллекционерам и любителям немого кино, но и исследователям. Изучение цифровой коллекции помогает ответить на вопросы, как  с помощью музыки изображали в немом кино людей с темной кожей и другие исторически маргинализированные сообщества; какие стратегии использовали композиторы, чтобы соединить уже существующую музыку и новую; как издатели и музыканты придумывали мелодии для фильмов и, конечно, как музыка влияла на восприятие немого кино.

Благодаря коллекции исследователи могут углубиться в изучение старого кинематографа, а интересующиеся — расширить свои знания. К тому же названия композиций попадаются очень забавные: убедиться можно, заглянув в коллекцию по ссылке.

Источник: About this Collection | Silent Film Scores and Arrangements