Что такое screen-life?
В XX веке кино переживало много перемен. Режиссеры постоянно находились в поиске новых форм выражения и сюжетов для фильмов. Сравним, например, два «Поцелуя». Первая лента — это короткометражка 1896 года Уильяма Хейза, где впервые на экране показали поцелуй.
Второй «Поцелуй» — это фильм Энди Уорхолла 1963 года, который состоит из образов целующейся пары.
Хейз старался передать реальность с помощью нового для того времени формата — кино. Однако уже в середине века практика отображения действительности потеряла свою актуальность. Поэтому Уорхолл сосредоточился не на сюжете или фиксации настоящего, а на передаче эфемерности времени.
Французская новая волна делала акцент не на фильме как на продукте, а на творческом выражении режиссера-автора. Итальянский неореализм ставил героя на одно место со зрителем. Казалось, что все уже изучено. В XX веке правила кинематографа были установлены и нарушены всеми мыслимыми способами.
В XXI веке кино продолжает развиваться и даже формирует новые модели повествования. Во многом это становится доступно благодаря технологиям. Представьте, что из ваших сторис в Инстаграм можно собрать целую историю и снять сериал. А что получится, если залезть в переписки?
Screen-life — это рассказ правдоподобной истории с помощью экрана гаджета или веб-камеры. Формат не только «говорит новое слово» в кино, но и адаптирует к современности идеи «Догмы 95». В манифесте датского кинематографического движения 1995 года говорится, что кино должно придерживаться особых правил, «обета целомудрия». Последователи «Догмы» выступают против «иллюзий» и индивидуального подхода к кинопроизводству. Туда же относятся отсутствие историзма, выстроенные съемочных планов и профессиональной аппаратуры. Все это применимо и к концепции screen-life, согласно которой кино может снять каждый.
Истоки
Прародители screen-life — картины жанра «найденной плёнки», где главные герои управляли камерой. К таким фильмам относят часть франшизы «Паранормальное явление» и дилогию «Искатели могил» конца 2000-х и начала 2010-х. Принципы формата только устанавливались, и эти фильмы сняты на обычную, а не на веб-камеру. А первой лентой, которую сняли на веб-камеру, стала картина «Открытые окна» 2014 года. В этих фильмах уже заметна характерная особенность screen-life: актеры не только отыгрывали свои роли, но и выступали в качестве операторов.
Следующий виток развития формат получил благодаря российскому режиссеру и продюсеру Тимуру Бекмамбетову. Однажды глава кинокомпании «Базелевс» разговаривал по Skype с будущей со-сценаристкой фильма «Профиль» Ольгой Хариной. В конце конференции та забыла отключить показ экрана, и Тимур увидел ее жизнь «изнутри». «Видеть монитор чьего-то компьютера — это узнать про человека все, быть внутри него», — сделал вывод продюсер.
Благодаря такому необычному опыту у Бекмамбетова и появилась идея фильма «Убрать из друзей». Картина режиссёра Левана Габриадзе вышла под логотипом компании Universal Pictures и приобрела огромную популярность. При бюджете в $1 млн лента заработала больше $64 млн. Международный трейлер «Убрать из друзей» и материалы к фильму только за 14 января удостоились 261 941 поста в Twitter. При этом после выхода картины многие критики отнеслись к screen-life как к простому трюку.
Последующие ленты в таком формате, детектив «Поиск» и триллер «Профиль», только укрепили позиции screen-life. В 2018 году Михаил Зыгарь и Карен Шаинян вместе с «Базелевс» запустили сериал для смартфонов «1968 Digital». Этот документальный интерактивный проект показывает 1968 год как поворотную точку для развития мировой культуры и общества. Всего создатели выпустили 40 серий, в которых жизнь великих людей представляется на экране гаджета. Немного о проекте «1968 Digital» «Системный Блокъ» рассказывал в статье «Публичная история: как историки стали практиками и освоили интернет».
Почти в то же время к фильмотеке screen-life добавилась вторая часть «Убрать из друзей» и комедия «Днюха!». Во время пандемии коронавируса весной 2020 года появилось еще несколько сериалов разного качества. Удивление зрителей от формата прошло, и создатели обратили внимание на содержание. Поэтому история screen-life как нового «киноязыка» только начинается.
Технология
Если знать некоторые приемы и секреты, то можно создать screen-life фильм самостоятельно. Картины в таком формате не требуют больших затрат по времени и деньгам. Кастинги актеров часто проводят онлайн, а необходимые программы и спецэффекты приобретают заранее.
Вся история в фильме screen-life происходит на экране одного гаджета. Режиссер и монтажер стремятся с помощью различных инструментов показать внутренний мир персонажей и их переживания. Места съёмок и декорации заменяются рабочим столом, соцсетями, файлами, папками, приложениями и т.д. Становятся значимыми такие детали как стук по клавишам, приход сообщений, движения курсора и др. Все это должно раскрывать героев истории и располагать зрителей.
Особую важность приобретают предварительный проект и прогон сценария перед продакшеном картины. Значение имеет все: от последовательности действий и реакций актеров до положения папок и времени загрузки данных. У самого формата не существует четких законов съемки. О характере персонажа говорят положение иконок на его рабочем столе, открытые вкладки браузера и переписки. Как и в обычном кино, создатели уделяют внимание движениям камеры, спецэффектам (например, мерцанию) и яркости экрана.
Актеры получают возможность импровизировать и вести себя более естественно, чем на настоящей съемочной площадке. Часто они играют на эмоциях, чтобы вовлечь аудиторию в виртуальную реальность. Сцены снимают либо большими дублями, либо создатели сразу пытаются «проиграть» весь хронометраж.
Монтаж в screen-life может быть такой же, как в классическом фильме, так и присутствовать минимально или отсутствовать вообще. Его заменяют клики по экрану, открытие и закрытие окон, выбор файлов, действий и программ. Формат превращает ленту в «рваное» повествование. Ткань screen-life состоит из быстрых переходов и действий, что делает зрителя пассивным наблюдателем. Замкнутость пространства создает драматический эффект, но она также способна разрушить логику картины.
Погружению в атмосферу фильма способствуют звуковое сопровождение и текст с экрана. Звук в кинозалах исходит с задних рядов, что создает эффект сидения перед монитором. Происходит идентификация зрителей с главным героем, и возникает особая эмпатия. Аудитория также получает новый опыт в виде чтения переписок и сообщений. Это ещё сильнее сближает с персонажами и притягивает к киноэкрану.
Несмотря на короткий срок съемок — 8-15 дней — постпродакшн screen-life фильма занимает 6-9 месяцев. Авторы объясняют это чрезмерной гибкостью формата. В материал могут добавлять новые детали и убирать целые сюжетные линии. Важный пункт монтажа — это адаптация приложений и сервисов для кинопроката в других странах. Такими способами создается иная или же альтернативная лента, но без пересъемок и дополнительных затрат.
Интересные screen-life проекты
«Открытые окна» («Open Windows», 2014 г.)
Сюжет ленты крутится вокруг актрисы Джилл Годдард (Саша Грей) и поклонника и редактора ее неофициального сайта Ника Чамберса (Элайджа Вуд). По результатам особого конкурса герой выигрывает ужин с ней после презентации фильма. Во время онлайн-репортажа с мероприятия раздается звонок, и человек по имени Корд объявляет Нику, что ужин отменен. Позже становится ясно, что Джилл угрожает опасность. Картина является примером протоscreen-life и совмещает в себе экшен и тайну, которую зрители должны разгадать.
Убрать из друзей («Unfriended», 2015 г.)
Первая картина формата screen-life. В фильме выпускники старшей школы разговаривают по Skype, когда замечают, что вместе с ними к звонку присоединился неизвестный номер. Аноним пытается выяснить, кто из друзей выложил видео, после которого их одноклассница Лора покончила жизнь самоубийством. Чтобы достичь своей цели, неизвестный шантажирует подростков, раскрывает их тайны и заставляет ссориться друг с другом.
Поиск («Search», 2018 г.)
Режиссер картины «Поиск» Аниша Чаганти рассказывает о Дэвиде Киме (Джон Чо), который ищет пропавшую без вести дочь Марго (Мишель Ла) по следам в ее компьютере. Все, что находит Ким в компьютере дочери, говорит ему о том, что он совсем не знает, как живет девушка. Оказалось, что у Марго совершенно нет близких друзей. Героиня давно не ходит в музыкальную школу, хотя берет у отца деньги на уроки. Все эти находки помогают Дэвиду приблизиться к разгадке того, куда пропала его дочь.
Профиль («Profile», 2018 г.)
Фильм «Профиль» Тимура Бекмамбетова основан на реальной истории. Британская журналистка Эми (Валин Кэйн) работает под прикрытием и начинает общаться с рекрутером из террористической группировки Абу Билелем (Шазад Латиф). Вскоре девушка теряет связь с реальностью и уже планирует свадьбу с Билелем. Съемки «Профиля» проходили всего 9 дней, а разговоры по Skype записывали в реальном времени. При этом актриса Валин Кэйн находилась в Лондоне, в то время как Шазад Латиф звонил ей с Кипра.
«Днюха!», 2018 г.
Антон (Эльдар Калимулин) отгулял день рождения лучшего друга Паши (Данила Чванов), после чего очнулся в другом городе. Герой не помнит ничего из того, что с ним произошло в тот день. Он заперт в квартире незнакомой девушки, а единственным «ключом» к разгадке становится ноутбук. Видео с похождениями героя стали популярны в сети, что может навредить его отношениям с девушкой Мариной (Алина Титова). Теперь Антон должен понять, как все исправить.
«Взаперти», 2020 г.
Семья Кати (Аня Чиповская) и Игоря (Дмитрий Ендальцев) переживает кризис. У молодых людей накопилось много взаимных претензий и обид, и они решают расстаться. Однако из-за введенного карантина и самоизоляции героям придётся провести ещё две недели вместе. Зрители отмечают приятную атмосферу и хороший юмор, несмотря на замкнутое пространство и маленький каст. Сериал сняли на смартфон Samsung Galaxy.
Можно ли считать screen-life кинореволюцией?
Screen-life позволяет создавать картины абсолютно любого жанра от комедий, как «Днюха», до триллеров вроде «Поиска». Появление такого формата — закономерное развитие кинематографа, который всегда старается идти в ногу со временем и показывать то, чем живет современный человек. Что точно отличает этот формат от других, то это героецентричность. Screen-life позволяет полностью погрузиться в жизнь персонажа, буквально заглянуть к нему в голову. Именно так формат делает зрителя «некраснеющим вуйеристом».
Больше о съемке фильмов в формате screen-life рассказывает режиссер Александр Володин на своем вебинаре на YouTube.
Источники
- Жизнь за экраном. Что такое Screen Life и чем так хорош новый киноязык? (18.06.2019)
- Что такое Screenlife и чем этот формат отличается от классического кино (6.08.2019)
- What is Screenlife (15.07.2019)
- Вся жизнь — экранка. Screen-life Бекмамбетова как триумф новой формы (8.10.2019)
- «Догма 95». Манифест (13.03.2020)
- Кувшинова М. Кино как визуальный код // СПб.: Сеанс, 2014. 320 С.
- Манович Л. Язык новых медиа // М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 С.
- Раш М. Новые медиа в искусстве // М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 256 С.
- Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоции, тело // СПб.: Сеанс, 2016. 440 С.