Что такое «Невидимый Басмач»?
«Невидимый Басмач» — это (пост)документальный спектакль-прогулка по учебному корпусу Высшей школы экономики в Москве, который поставили его студентки и студенты в 2022–2023 учебном году.
«Басмач» — сленговое название корпуса «Вышки» на Старой Басманной, который объединяет учащихся множества различных направлений: от физики до египтологии, от философии до гейм-дизайна.
«Невидимым» Басмач оказывается потому, что раскрывает детали университетского быта, которые остаются за пределами аудиторий. Учёба в университете — это не только преподаватели и студенты, лекции и семинары, но и охранники, библиотекари, работники столовой и долгая дорога со всех краёв города, сон за столом в коворкинге, прогулянные в курилке пары и одинокие плачи усталости и непонимания. Спектакль рассказывает о жизни корпуса, которую можно прочувствовать, только находясь внутри: от бинго типичной лекции и стратегий подъёма на пятый этаж до голосов сотрудников и сотрудниц, без которых невозможен учебный процесс, но на которых обычно никто не обращает внимание.
Запечатлеть дух времени
«Невидимый Басмач» основан на добытых в окрестностях корпуса и отрефлексированных командой документах и артефактах. В основу сценария легли свидетельские показания — рассказы обитателей Старой Басманной о жизни в ней — и дословно воспроизведённые монологи реальных людей — вербатимы. Также одним из источников стал «Журнал регистрации настроений на Старой Басманной» — тетрадь, которая лежала рядом со столовой корпуса и в которой на протяжении полугода любой мог анонимно рассказать о своём состоянии и поделиться мнением. Также в спектакле были использованы фотографии и звуки, записанные в корпусе и непосредственно поблизости. Весь этот материал создаёт документальность спектакля и своеобразную капсулу времени, которая отражает университет в один из периодов жизни.
Чтобы передать дух учёбы на Старой Басманной, команда выстроила спектакль в форме одного дня из жизни студентов бакалавриата. «Невидимый Басмач» начинается с обсуждения дороги до корпуса, после чего участники и участницы спектакля проходят в центральный вход и прослушивают отрывок из истории здания. Когда-то корпус был дворцом князя Куракина, а после его смерти был продан Министерству юстиции, чтобы стать Константиновским межевым институтом. Затем он превратился в архив Министерства юстиции. После в здании открывается Александровское коммерческое училище. В советское время корпус передают Промышленно-экономическому институту имени А. И. Рыкова, позже он становится Московским институтом химического машиностроения, пока в 2014 году здание не стало частью комплекса Высшей школы экономики.
Так начинается спектакль-прогулка, который в течение 1,5 часов раскрывает жизнь здания «здесь и сейчас»: как в нём живут студенты и студентки и как они используют пространство, в котором оказались.
Спектакль разыгрывается в формате аудиогида: зрители и зрительницы надевают наушники и, следуя инструкциям перформерок и перформеров, путешествуют по корпусу, останавливаясь у точек интереса и прослушивая отрывки, рассказывающие о связанных студенческих практиках. Перформеры и перформерки встраиваются в пространство корпуса и предлагают встроиться в него зрителям и зрительницам. Некоторые сцены проигрываются только «вживую», без записи в наушниках, а в некоторых их и вовсе предлагается снять и обсудить друг с другом впечатления, как если бы это был реальный перерыв между парами в курилке.
Телеграм-бот: спектакль в кармане
Во время обсуждений спектакля после живых показов возникли два главных вопроса: как можно поставить похожий спектакль об истории и практиках бытования другого места, например, другого университета и как сохранить уже накопленный антропологический материал о жизни Старой Басманной и возможно ли передать его следующим поколениям студентов?
Ответ на оба вопроса подразумевает наличие людей, заинтересованных в постановке спектакля и готовых посвятить ей значимую часть своего времени. Команда «Невидимого Басмача», низовая театральная инициатива «Курилка ФГН» (расшифровывается как «Факультет гуманитарных наук»), не могла гарантировать, что среди новых студентов и студенток найдётся достаточно желающих продолжить традиции проекта. И если ответ на первый вопрос предполагал, что нужно провести исследование о жизни нового места и перевести его в театральную плоскость, то оптимальным решением второго вопроса оказался телеграм-бот, который сделал бы спектакль доступным в любое время любому желающему, кто хотел бы познакомиться с постановкой. Это выполнило бы сразу две задачи: повтор спектакля для новых зрителей и зрительниц и презентация его структуры, поскольку у выпустившейся команды нет возможности участвовать в постановке.
«Невидимый Басмач» — аудиоспектакль-прогулка. В центре его внимания — здание, университет, который одновременно является и самим героем, и декорациями для рассказов о его обитателях и обитательницах. Чтобы спектакль состоялся, достаточно сохранить маршрут-нарратив и в нужных местах включить записи голосов актёров. С этим прекрасно справляется бот-проводник, который присылает инструкции по переходу по корпусу, предлагает прослушать вербатимы, изучить дополнительные материалы и поисследовать пространство самостоятельно, каждый раз ожидая ответа зрителя, чтобы продолжить рассказ.
В живом спектакле было много интерактивных моментов, в которых зрителям и зрительницам предлагалось проявить себя: от сессии исследования «невидимых» сообществ, в которой все отвечали на вопросы и объединялись в группы в зависимости от ответа, до джема, в котором можно было потанцевать под звуки предметов, найденных в корпусе, или паузы в коворкинге, за время которой можно было оставить запись на доске или полежать на подушке.
Эти интерактивные моменты зрительской свободы нашли воплощение в игровых механиках бота. «Телеграм» позволяет в рамках чата видеть ответы других участников на опросы, делиться впечатлениями, в свободном режиме перебирать цитаты из журнала настроений и фотографии. Но он не отнимает возможности взаимодействовать с корпусом вживую, предусмотренные командой спектакля, и даже подстёгивает к новым: прослушав монолог бариста, вы, наверное, скажете «привет», заказывая кофе?
Эпизоды с интерактивными механиками
В телеграм-спектакле зритель сам распоряжается временем и решает, в чём будет принимать участие. Прослушивание спектакля может занять как полчаса, если пропускать дополнительные отрывки, так и растянуться на два, если захочется постоять где-то подольше: изучить все материалы или подумать о своём опыте учёбы и в целом взаимодействия с университетом. И для этого даже не обязательно приезжать на Старую Басманную: спектакль можно запустить у себя дома с чашкой чая, дату и время показа зритель тоже выбирает сам. Так можно получить роскошь распределения собственного времени и внимания, которой не было у «живой» публики.
Любой ли спектакль выдержит перенос в цифру?
«Невидимый Басмач» изначально разворачивается не на сцене, а в здании, чью невидимую историю озвучивает. Основная задача перформеров и перформерок — не играть роли, а следить за переходами группы и направлять внимание на особенности пространства корпуса, которые сохраняются и без их присутствия в нём. В телеграм-версию спектакля не вошли танцевальный перформанс внутри умного гардероба (в умный гардероб можно сдать вещи самостоятельно по пропуску: система автоматически выдаёт номер свободного крючка, на который можно повесить одежду — прим. ред.) и исполнение случайных этюдов из Дворжака на рояле в актовом зале: эти эпизоды исполняются только вживую. В здание можно прийти и без экскурсии, рассмотреть из окна внутренний дворик, съесть в столовой бизнес-ланч, и это будет своя история о дне на Старой Басманной.
Эта особенность спектакля, когда главным в нём является автономно существующее пространство, а не драматические перипетии судеб героев, позволила без потерь перенести его в цифровую плоскость и сохранить интерактивность.
Спектакль воссоздаётся каждый раз, когда участники и участницы запускают бот: они сами выбирают, как пройдёт показ, и, как следствие, становятся режиссёрами своего опыта. В этом отличие спектакля в «Телеграме» от записей обычных спектаклей, которые существуют только в одной версии, и единственное варьирование, которое может позволить себе зритель или зрительница, — это поставить на паузу. В этом смысле телеграм-спектакли сближаются в уровне интерактивности с компьютерными играми, потому что содержание заранее подготовлено создателями, но зрители, словно игроки, сами выбирают, как будут с ним знакомиться. Только спектакль-прогулка проводится в реальности и подразумевает взаимодействие с ней. В этом разница с компьютерными играми, в которых визуальная составляющая — мир, окружающий игрока, — за редким исключением (напр. Pokémon Go) также создаётся авторами игры.
Так, в формат телеграм-спектакля легко переносится один конкретный пласт театра — документальные спектакли-прогулки, которые рассказывают об истории конкретного места и проводятся в нём. В этом случае, чтобы провести экскурсию и обратить внимание на особенности пространства, достаточно интерфейса мессенджера. Не нужно создавать дополнительные визуализации, потому что здание само служит визуализацией, и не нужно создавать отдельное приложение: функционала телеграм-ботов хватает, чтобы выдать всю нужную информацию и сделать спектакль интерактивным. Это упрощает сложность перевода спектакля в цифру, потому что все нужные инструменты уже готовы, остаётся их должным способом применить.
Конечно, если речь идёт об обычных драматических спектаклях, в которых важен отыгрыш актёров, а именно он определяет впечатление от постановки, то вряд ли возможен диджитал-перенос без ущерба спектаклю. Но если цель спектакля — рассказать об опыте разных людей, не воссоздавая его в условиях сцены, и представить документы, то достаточно подготовить среду, в которой с ними было бы интересно познакомиться в интерактивной форме. И для этого вполне подходит бот, который запрограмирован проводить экскурсию внутри мессенджера — приложения, которое мы используем каждый день для общения.
Влезть в студенческие бутсы и прогуляться по Старой Басманной можно с помощью телеграм-бота «Невидимый Басмач — Спектакль в кармане». На всякий случай предупреждаем, что для прохода в корпус нужен пропуск.
Исходный код бота опубликован в репозитории.
Команда спектакля
- Антонина Морозова (сценарий)
- Леонид Болховский (саунд-дизайн)
- Анастасия Панасюк (программирование)
- Александра Хвостова
- Алевтина Намёткина
- Елизавета Иванова
- Митя Лобанов
- Диана Габитова