Читать нас в Telegram

Речь Ленина «Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов». Источник: скриншот с сайта РГАФД

1. Российский государственный архив фонодокументов: www.ргафд.рф

На сайте представлено большое число проектов, посвященных различным историческим темам: «Первая русская революция 1905-1907 годов», «История Гражданской войны в России 1918-1920 гг. в фонодокументах РГАФД», «Голоса партийных и государственных деятелей СССР (1917-1991 гг.)», «Голоса писателей и поэтов России» и т.п. 

Благодаря этим подборкам на уроке можно услышать выступления исторических деятелей – Ленина, Деникина, Коллантай, Кирова и многих других. Прослушивание подобных аудио источников «оживит» урок истории. Можно даже проводить что-то вроде аудирований – с выполнением заданий на основе прослушанного. 

2. Подборки на сайте «Камералабс»: исторические карты и базы данных

Здесь представлено большое количество разных цифровых баз данных в разделе «Онлайн архивы». Мне понравилась подборка проекта #ColorOurCollections: https://cameralabs.org/11921-skachat-besplatno-raskraski-iz-arkhivov-krupnejshikh-bibliotek-muzeev-i-universitetov. Крупнейшие музеи и библиотеки мира делают раскраски из своих фондов. Но, если честно, я не придумала, как это можно использовать на уроке истории – разве только на ИЗО. 

А вот подборка «Более 800 творческих пропагандистских карт за последние 500 лет в коллекции онлайн»: https://cameralabs.org/12362-bolee-800-tvorcheskikh-propagandistskikh-kart-za-poslednie-500-let-v-kollektsii-onlajn однозначно может пригодиться историку. В онлайн-архиве «Убедительные карты» Корнелльского университета собрана коллекция из 862 карт, которые создавались, чтобы влиять на мнения или убеждения людей. На сайте можно устанавливать фильтры, что облегчает поиск нужных карт. Мне приглянулась, к примеру, эта (все карты можно скачать в хорошем качестве):

C:\Users\dns\Desktop\PJM_1135_01.jpg

«Рыбалка в мутной воде»: серьезно-юмористическая историческая карта Европы. Источник: Cornell University Library

Для того чтобы разобраться в том, что изображено на карте, нужно очень хорошо разбираться в мировой политике на рубеже 19-20 веков. Обратите внимание на расположение ног Николая II. Он в руке держит рыболовную леску, которая тянется в Китай. А сзади на одной из рыб написано «Порт-Артур». Англичанин подцепил на крючок крокодила, подписанного «Египет» и т.п. Каждая деталь несет смысл, который нужно разгадать. 

Можно использовать карту как для закрепления изученного материала по внешней политике европейских держав, так и в самом начале этой темы – в качестве мотивации. Как идея для небольшого проекта – сделать интерактивные метки на карте с пояснениями. Тогда ученик и сам разберется в этом «рыболовном» хитросплетении, и другим объяснит, например, кто такой Дрейфус, который душит Францию.

3. Другие картографические архивы

В сети вообще много сайтов с подборками исторических карт. Например, проект Чикагского университета «История картографии»: https://press.uchicago.edu/books/HOC/index.html. Это не совсем онлайн-архив, но здесь можно скачать в PDF шесть томов «Истории картографии», начиная с А   нтичности и заканчивая 20-м веком.

Более 150.000 различных карт представлены на сайте «Коллекция исторических карт Дэвида Рамзи»: https://www.davidrumsey.com

Коллекция исторических карт Дэвида Рамзи. Источник: скриншот главной страницы сайта https://www.davidrumsey.com/

На сайте виртуальных выставок Российской национальной библиотеки есть раздел «Картографические материалы»: https://expositions.nlr.ru/ve/RA3868/kartograficheskie-materialy. Здесь представлено большое количество карт, классифицированных по темам. Также есть другие полезные разделы – «Редкая книга», «Рукописи», «Фотографии», Печатная графика». 

4. Оцифрованные газеты

На сайте Российской национальной библиотеки представлена оцифрованная периодика с 1703 года (!). Здесь можно найти практически любую газету, которая издавалась когда-либо в любом регионе страны. Полезная информация «Как находить и читать цифровые копии газет в Электронной библиотеке» со всеми ссылками представлена здесь: https://nlr.ru/res/inv/ukazat55/record_full.php?record_ID=144578

Применение газеты на уроке истории не нуждается в дополнительном комментарии. Это возможность «оживить» прошлое, узнать о повседневной жизни людей. Кроме того, если использовать отдельные небольшие статьи, можно подготовить задания – определить, в каком году могла выйти газета. 

Учителю будет полезен календарь оцифрованных газет: https://primo.nlr.ru/primo-explore/jsearch?vid=07NLR_VU1. В нем можно подбирать материалы под конкретную дату. Можно сравнить, как освещались события в центральных и региональных СМИ, и посмотреть, освещались ли они вообще. 

5. Базы данных и виртуальные выставки государственных архивов РФ: РГАДА и РГИА

На сайте Российского государственного архива древних актов (РГАДА) в разделе «Уникальные единицы хранения»: http://rgada.info/kueh/index.php?T1=&Sk=30&B1 представлено несколько десятков источников по истории средневековой (и не только) Руси. Это не просто тексты документов, а их оцифрованные копии, поэтому сложно сказать, как их можно использовать на уроке. Разве только в качестве иллюстративного материала, ведь ученики не смогут прочитать древний рукописный документ. К примеру, вот так выглядит разворот Судебника 1550 года:

Разворот Судебника 1550 года. Источник: скриншот с сайта РГАДА

Среди документов есть визуальные источники. Это карты земель (здесь их называют чертежами).

  • Чертеж земель, принадлежавших Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю в Волоколамском уезде (17 в.)
  • Чертеж г. Волоколамска (17 в.)
  • Чертеж земель в окрестностях г. Галича Костромского (1677 г.)
  • Чертеж земель по берегам рек Мста и Глушица в окрестностях Бронницкой ямской слободы Деревской пятины Новгородского уезд (1679 г.)
  • Чертеж земель в окрестностях г. Серпухова и подгородного Высоцкого монастыря по берегам реки Нары в Серпуховском уезде (1688 г.)
  • Чертеж земель по берегам реки Угры, прилегающих к спорной межевой границе между Калужским и Малоярославским уездами (1692 г.)
  • Чертеж земель по Большой Московской дороге в окрестностях г. Ельца (1698 г.)
  • Чертеж земель по берегам реки Полисть в окрестностях г. Старая Руса (1699 г.)
  • Чертеж земель в окрестностях г. Коломны (1699 г.)

И еще несколько чертежей преимущественно подмосковных земель. Жители этих мест могут использовать их для различных проектов, но, в целом, они могут пригодиться учителям и из других регионов. Например, можно исследовать историю картографии в России. Жителям Восточной Сибири могут пригодиться документы, связанные с экспедициями Хабарова и Дежнева. Их там достаточно много. 

Российский государственный исторический архив (РГИА) подготовил несколько виртуальных выставок: https://fgurgia.ru/object/5522827

Виртуальные выставки государственного исторического архива. Источник: скриншот с сайта РГИА

Каждая выставка содержит большое количество разноформатных оцифрованных источников. Например, по П.А. Столыпину представлены фотографии (очень много!), телеграммы, письма, газетные статьи, докладные записки, прошения, циркуляры. Есть даже фотография кресла из Киевского театра, на котором сидел Столыпинво время покушения. Эти тексты понимать уже намного проще, несмотря на дореформенную орфографию, и их можно активно включать в урок. Например, можно провести собственное расследование его убийства – документов более чем достаточно. 

6. Проект «Устная история»

Архив мемуарных бесед «Устная история» собирает и публикует беседы по науке, культуре и повседневности ХХ века: https://oralhistory.ru/. Весь объем собранного материала хранится в отделе устной истории Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова. На сайте собрано 529 бесед с 354 участниками. Есть возможность поиска по упоминаемым событиям, местам и людям. Мне показалось, что будет полезным при изучении явления диссидентства в СССР. 

7. Internet Archive

Можно отметить и проект Internet Archive https://archive.org/, но здесь так много всего, что им даже трудно пользоваться из-за этого. Представлены разделы: Texts, Video, Audio, Images. Рекомендация – просто в поиске писать необходимые ключевые слова. В основном, оцифрованы книги, журналы и другие текстовые источники на английском языке, поэтому в поиске лучше писать на русском. Чего там только нет! Есть даже «Отчет Тобольской губернской тюремной инспекции за 1898 год». Очень удобная система фильтров – по темам, годам, категориям и т. п. В разделе Audio я написала в поиске «Ленин», вышло 55 результатов, в том числе, например такая подборка его речей

Недостаток этого архива заключается в том, что материалы не объединены общей темой, как, например, это сделано на сайтах государственных архивов. В связи с этим потребуется время, чтобы найти необходимые материалы. Но при этом, кажется, там можно отыскать вообще что угодно по любой теме. 

8. Коллекции Президентской библиотеки

Большое количество оцифрованных текстов предлагает ФГБУ «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина»: https://www.prlib.ru/collections. Коллекции классифицированы по событиям, темам, персонам, регионам и т.п. Если открыть раздел «Регионы России», можно увидеть подборки практически по всем субъектам страны. Откроем Тюменскую область:

Коллекции оцифрованных текстов по Тюменской области. Источник: скриншот с сайта «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина»

В верхней коллекции 78 материалов. Это оцифрованные оригиналы документов 19-20 веков, которые можно привлекать для проведения уроков по региональной истории и при подготовке исследовательских проектов. Чаще всего нужные мне источники, включая оцифрованную периодику, я нахожу именно на сайте Президентской библиотеки.

Здесь представлена также коллекция «Книжные памятники Президентской библиотеки»: https://www.prlib.ru/collections/1307365. В ее состав вошли избранные книжные памятники из собрания редких книг XVI–XX веков. Бóльшая часть данного собрания уникальна, многие документы обладают признаками книжных памятников. 

Никогда еще в истории человечества у учителя истории не было в распоряжении такого количества исторических источников любого формата – от аудиозаписи выступления Троцкого до оцифрованной местной газеты. Мы имеем возможности делать уроки намного интереснее, намного приближеннее к реальной жизни. Конечно, проблема – изобилие, слишком много всего. Начинаешь искать и просто утопаешь в этом обилии текстов, фотографий и видеозаписей. Но делать это всё равно нужно. 

На обложке: Cristóbal Ascencio + AIxDESIGN & Archival Images of AI / Better Images of AI / Glitched Landscape / CC-BY 4.0