Выставка АРТ-ПАМЯТЬ была запущена на платформе Google Arts&Culture в дни пандемии — изначально организаторы не думали, что у них получится мероприятие в стиле online-first. О своем опыте онлайн-кураторства рассказывают Дарья Дмитриева, директор Фонда «Четверг», кандидат культурологии, автор образовательных программ по теории культуры и культурному менеджменту и Ксения Башмакова, куратор выставки АРТ-ПАМЯТЬ, художница и выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские».
Выставочные проекты: виртуальное vs реальное
Отпечатки советских елочных игрушек в бетоне, модель типовой хрущевки и чайный сервиз с нарисованными внутри пловцами бассейна «Москва». Это часть объектов, созданных 18 современными художниками для проекта АРТ-ПАМЯТЬ, который Фонд запустил осенью 2019 года. Тогда мы не думали, что впервые эти работы будут представлены широкой публике в онлайн формате, а не в «настоящем» московском музее или галерее.
Открытие выставки в «настоящем» выставочном пространстве — конвенциальный путь, который выбирают культурные организации, чтобы представить свои коллекции миру. Только потом, в случае необходимости, выставка может быть оцифрована, чтобы привлечь внимание других аудиторий. Еще один путь, которым часто идут независимые инициативы, заключается в создании проектов, которые могут существовать исключительно в диджитал формате. В условиях пандемии эти классические схемы перестают работать: культурные проекты должны быть мобильными и адаптивными, чтобы в условиях кризиса развиваться и становиться более масштабными, а не только отвечать на вызовы новой реальности.
Что было до пандемии? Этапы создания социокультурного проекта
С одним из этих вызовов мы столкнулись во время работы над проектом АРТ-ПАМЯТЬ. Идея проекта родилась из размышлений о феномене памяти: все, что мы помним, по-своему важно, а передача памяти — одна из ключевых традиций человеческой культуры. Но почему некоторые воспоминания исчезают быстрее, чем другие? Что происходит с индивидуальной памятью с течением времени? Эти вопросы помогли сформировать базовую концепцию проекта: иногда наша память нуждается в посреднике, и этим посредником может быть искусство.
Героями проекта стали жители московского дома престарелых, которые в силу социальной изолированности лишены возможности зафиксировать, передать и сохранить свою память. Молодость этих людей пришлась на 60-е годы прошлого века, и сегодня их воспоминания — редкие свидетельства стремительно удаляющейся от нас эпохи. Фонд объявил опен колл для современных художников и предложил им стать медиаторами памяти, которая по какой-то случайности оказалась никому не нужна.
Так участниками проекта стали 18 художников, среди которых были представители актуального искусства и последователи классической школы, резиденты культурных институций и независимые художники. Разнообразие подходов к созданию художественного высказывания помогло подчеркнуть полифонию голосов героев — однако для создания полноценной выставки не хватало единого концептуального взгляда на проект.
Объединяем художников
Мы организовали однодневную арт-резиденцию, которая стала связующим звеном между героями проекта и художниками. В арт-резиденции последние смогли по-настоящему осмыслить истории героев: они обменивались идеями, обсуждали чувства и аффекты, возникающие при соприкосновении с чужой памятью и разбирали эскизы друг друга. Совместная работа помогла нам создать пространство общих сюжетов и сквозных тем, которые в итоге превратились в карту лейтмотивов — документ, синтезирующий воспоминания разных людей.
Эта работа была не менее важной, чем создание самих художественных объектов, так как в проекте память раскрывается именно через биографический нарратив. Поэтому мы внимательно работали с каждой историей, будь то рассказы о первой работе, семейных рецептах и деталях быта или воспоминания об образе матери, детских страхах и влиянии искусства на жизнь героя.
Создаем выставку
Мы не могли не показать героям проекта то, как художники увидели их воспоминания. Поэтому представили созданные работы на закрытой выставке современного искусства, которую решили организовать в самом пансионате. Это пространство оказалось лучшим местом для экспонирования работ: предметы искусства подсветили и сделали более явным масштаб хранившихся в этом месте воспоминаний, этот массив индивидуальной и коллективной памяти. Жители пансионата узнавали себя в каждой работе даже тогда, когда они не были основаны именно на их историях. Образ 60-х годов, кристаллизовавшийся на наших глазах из фрагментов воспоминаний, сочетал в себе внутреннюю, субъективную реальность людей и условия объективной реальности того времени.
Следующим шагом была подготовка выставки произведений искусства для широкой публики в пространстве одного из московских музеев, но пандемия и режим самоизоляции заставили радикально пересмотреть векторы развития этого проекта. Хотя до введения режима самоизоляции мы еще не думали об онлайн формате, было понятно, что нам предстоит большая работа с визуальной составляющей. Мы обращались к существующим нарративам и превращали их в визуальные истории, поэтому пересборка проекта для Google Arts&Culture стала органичным этапом развития.
Начинаем сначала: выбор онлайн-платформы
Когда режим самоизоляции сделал очевидной необходимость искать другие возможности для проведения выставки, мы поняли, что проект не может просто существовать в онлайн формате и двигаться по инерции, а должен выйти на новый уровень. Первоначальная концепция выставки была решена через метафору лабиринта. В этом лабиринте памяти существуют различные фильтры — определенный социальный, политический, экономический контекст того времени. Преодолевая эти фильтры, зритель может приблизиться к нарративу самих героев — их памяти. Центром лабиринта становится самовосприятие человека: то, как он сам помнит, видит и определяет себя здесь и сейчас.
Прежде чем начать работу над адаптацией выставочной концепции для онлайн-формата, мы должны были, как и в случае с «настоящей» выставкой, определиться с пространством. Где весной 2020 года возможно оперативно организовать масштабную, а главное доступную онлайн-выставку? Мы решили не проводить ее на собственной платформе, потому что ощущали высокий уровень конкуренции. В условиях карантина культурные организации оказались лишены своего главного преимущества — возможности соприсутствия и ощущения сопричастности. Поэтому уровень конкуренции с производителями развлекательного контента значительно вырос. Продажи последних только за время карантина увеличились в несколько раз.
Чтобы решить эти проблемы, мы обратились к площадке с устойчивой аудиторией и отлаженной механикой цифровизации контента — платформе Google Arts&Culture. Еще одно преимущество этого ресурса в том, что он не принадлежит какой-либо культурной институции или инициативе, а работает как площадка-посредник, следовательно, позволяет организации сохранить свой бренд и необходимое позиционирование. Это особенно важно, когда речь идет о диджитал контенте: цифровое потребление происходит намного быстрее обычного, и за этот небольшой промежуток времени аудитория должна познакомиться с вашим брендом и получить цельное представление об образе проекта.
Google Arts&Culture и иммерсивный сторителлинг
Главная особенность платформы Google — фокус на сторителлинг. Платформа заточена на создание проектов, которые рассказывают истории с помощью произведений искусства. «Я помогаю им [кураторам из разных институций] создавать истории вокруг их коллекций и делать их более доступными», — так описывает свою работу региональный менеджер Google Arts&Culture Кристина Лейпольд. Иммерсивный сторителлинг, который продвигает платформа, превращает одну картину, скульптуру, фреску, инсталляцию или любой другой предмет искусства в целую историю, которая должна содержать цельное и законченное повествование.
Главный инструмент иммерсивного сторителлинга — «deep zoom», приближение определенных фрагментов картины. Он превращает арт-объект в последовательность эпизодов, которые наглядно и линейно ведут своего зрителя-читателя по традиционной сюжетной структуре, от экспозиции к развязке. Например, именно так построен один из недавних проектов платформы — онлайн-выставка или виртуальный мини-тур «Zoom Into Alexandr N Petrov’s Modern Metropolis», с каждым кликом уводящий зрителя все глубже внутрь картины художника-гиперреалиста Александра Петрова.
Вы создаете нарратив не с помощью искусства, а буквально внутри него: «deep zoom» работает на выявление деталей и расширяет нарратив, но не дает выйти за границы одной истории. С помощью иммерсивного сторителлинга культурные институции в том числе укрепляют свой бренд. Истории, окружающие их коллекции, транслируют миссию и принципы организации и помогают им демонстрировать свою ценность аудитории.
Выставка АРТ-ПАМЯТЬ, часть II. Первый слайд — экспозиция. Создание нарратива вокруг выставки.
Второй слайд — завязка. Работа показана целиком («Сквозь время», Василиса Лебедева. Коллаж. Стекло, фотография).
Третий слайд — развитие действия. Увеличение фрагмента картины («Сквозь время», Василиса Лебедева. Коллаж. Стекло, фотография).
Четвертый слайд — кульминация. Deep zoom («Сквозь время», Василиса Лебедева. Коллаж. Стекло, фотография).
Пятый слайд — развязка. Deep zoom дополнен аудиоматериалом («Сквозь время», Василиса Лебедева. Коллаж. Стекло, фотография).
Пересобираем концепцию выставки
На платформе Google Arts&Culture истории, разворачивающиеся внутри произведений искусства, работают как комиксы: мы последовательно разглядываем разномасштабные картинки и читаем сопровождающие их подписи. Как адаптировать к такому формату сложносоставные культурные проекты? Внутри АРТ-ПАМЯТИ всегда сосуществуют два типа рассказчиков: пожилые люди, чьи воспоминания легли в основу проекта, и художники, которые интерпретируют эти воспоминания. Более того, нарратив проекта глубоко связан с национальным контекстом, эпохой оттепели в СССР, что заставило нас задуматься о зарубежном зрителе. Насколько созданный нами визуальный нарратив будет понятен и интересен другой аудитории?
С этих вопросов началась работа над пересборкой концепции выставки. Мы категорически не хотели создать еще одну онлайн-галерею, которая бы имитировала выставку в физическом пространстве и игнорировала медиум платформы. Поэтому нам пришлось отказаться от первоначальной концепции лабиринта, которая имела готовое экспозиционное решение и была построена вокруг спиралевидной формы. Этот вариант оказался неадекватным для онлайн-пространства: экспозиция и общее поле высказывания не работали без телесного присутствия и ощущения притяжения объектов в зале. В пространстве выставки должен существовать общий нарратив, который мог бы вести зрителя от начальной точки к финалу экспозиции так же уверенно, как ощущение зала.
Трансмедийный сторителлинг: голос рассказчика
Решение мы нашли в звуке, а точнее — в голосе коллективного рассказчика. Интервью с жителями пансионата стали частью самой выставки. Голос помог нам преодолеть одно из главных препятствий онлайн-выставок и погрузил зрителя в пространство нового опыта. Благодаря такому трансмедийному сторителлингу мы экспозиционно развели и отделили друг от друга художественные работы в однородном пространстве экрана.
А еще живой голос подчеркнул многообразие и полифонию высказываний, существующих внутри проекта. Несмотря на линейное движение зрителей по выставке, ее визуальный нарратив разворачивается нелинейно и выявляет неожиданные связи между разными историями. Нам было важно сохранить многообразие историй и нанести на карту многочисленные противоречащие друг другу свидетельства. Художники должны были не встать на место героев, а вступить с ними в диалог, чтобы создать новую репрезентацию воспоминаний. Она не становится отдельным миром, а скорее подчеркивает швы, зазоры и связи между блоками, из которых он собран.
Чтобы этот опыт стал доступен и для зарубежного зрителя, мы подготовили исторические справки, посвященные тем приметам времени, которые чаще всего встречались в историях жителей пансионата. Эти справки о бассейне «Москва», хрустале и хрущевках помогают понять исторический контекст через повседневную жизнь героев проекта, а увидеть ее можно благодаря архивным фотографиям, которые также стали частью выставки.
Специфика работы с Google Arts&Culture
В России с Google Arts&Culture сотрудничает не так много организаций, как за рубежом, и большинство российских резидентов платформы — крупные и средние государственные институции. Среди них, например, есть Пушкинский музей, Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, ЦВЗ «Манеж», Государственный Эрмитаж. Независимым организациям и инициативам, на первый взгляд, нет места среди этих гигантов — однако Google не упоминает о каких-либо ограничениях, связанных с формой существования вашего проекта. Поэтому мы решили оставить заявку на экспонирование АРТ-ПАМЯТИ — сделать это можно на официальном сайте платформы через VPN, а также через официальную почту платформы (ее можно найти в социальных сетях).
Работа с Google Arts&Culture — это всегда поиск и эксперимент. Платформа предоставляет вам свободу в выборе и организации контента, однако имеет свои правила и требования, которые необходимо соблюдать для успешного сотрудничества.
- Организация времени
На создание онлайн выставки АРТ-ПАМЯТЬ у нас ушло около четырех месяцев. Много времени отнимает не только оцифровка и организация контента, но и коммуникация с представителями платформы. Поэтому приступать к работе над проектом лучше минимум за несколько месяцев до желаемой даты реализации. - Фокус на сторителлинг
Если ваша проектная заявка будет одобрена, представители проекта назначат вам онлайн-встречу для обсуждения деталей. Самое главное на этом этапе — показать, что концепция вашего выставочного проекта имеет внутреннюю драматургию и потенциал для сторителлинга. - Зарубежный зритель
Google Arts&Culture — это международная культурная площадка. Все материалы вашей будущей выставки должны быть переведены на английский язык и понятны для зарубежной аудитории. Если проект затрагивает не широко известные темы и события, постарайтесь найти способ рассказать о них больше, чтобы погрузить зрителя в необходимый контекст. Например, с помощью инструментов иммерсивного сторителлинга или исторических справок.
Онлайн-выставка АРТ-ПАМЯТЬ доступна к просмотру на платформе Google Arts&Culture. И после нескольких месяцев виртуальной работы все-таки нашла физическое воплощение и проходит в пространстве Фонда в рамках параллельной программы VII Московской международной биеннале молодого искусства с 8 по 30 октября.
Источники: Онлайн-выставка АРТ-ПАМЯТЬ на платформе Google Arts&Culture, Фонд культурных проектов «Четверг».
Фонд «Четверг» — междисциплинарное пространство, объединяющее художников, кураторов, культурных менеджеров, волонтеров и всех, кто любит и делает культуру. Вместе мы воплощаем в жизнь уникальные проекты и повышаем качественный уровень культурных инициатив в России.