Самый трудоемкий этап корпусного исследования — это получить подходящую коллекцию текстов. У нас, к счастью, она уже была: корпус учебников русского языка для начальной школы создается в рамках гранта по исследованию читабельности детских учебных текстов и содержит тексты, размеченные в том числе и по структурным элементам учебника, например, «Текст», «Упражнение», «Справочная информация», «Формулировка задания».

Имея такую коллекцию формулировок заданий, достаточно просто совершить дальнейшие подсчеты: подавляющее большинство заданий учебника представлено в форме императива, т.е. повелительного наклонения (запиши, подумайте и т.д.), или конструкции давай/те + глагол. Корпусной платформе SketchEngine, которую мы использовали для исследования, такие запросы под силу.

Итак, результаты Топ-10 императивов по всем 3 линейкам учебников выглядят так:

С огромным отрывом лидирует предложение прочитать, оно составляет почти пятую часть от общего числа заданий. Далее следуют несколько форм заданий на письмо, которые отличаются степенью самостоятельности: от списывания с образца (если помните, в начальной школе есть такая форма работы — контрольное списывание), до написания собственных примеров:

Рядом с названием птицы в скобках напиши два родственных слова: существительное — название дерева, семенами которого питается эта птица, и прилагательное — название орешков.
(если теперь вы остановились и думаете об этой птице — читайте дальше, правильный ответ в конце статьи).

Затем идут задания на поиск и различные виды обработки информации: найти, подчеркнуть, объяснить. В конце такого списка глаголов можно увидеть достаточно оригинальные императивы. Встретившиеся всего один раз за все линейки они представляют собой нетипичные для учебников задания:

Как вы поняли последние строки? Порадуйтесь и вы тому, что вас окружает в природе.

«Попутешествуй» по картине. Для этого представь себе, как полетит берёзовый листочек, подхваченный ветром.

Попробуем обратиться к словам из формулировок, встречаемость которых сильно отличается в разных линейках. Возможно, они смогут подчеркнуть особенности методического подхода определенного авторского коллектива. Мы сравнивали две линейки учебников из Федерального перечня: под редакцией В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого (линейка Канакиной) и под редакцией М. Л. Каленчук и Н. А. Чураковой (линейка Чураковой).

Результаты такого сравнения позволяют сделать предположение, что в линейке Канакиной значительно больше внимания уделяется развитию письменной речи по образцу (списать), структурированию (составить, подготовиться) и запоминанию информации (по памяти). В то же время в линейке Чураковой выделяются задания, направленные на стимулирование ученика к самостоятельному поиску решения поставленной задачи, формирование способности ребенка выражать свое мнение (догадываться, соглашаться и точка зрения). С другой стороны, методика измерения успешности выполнения инструкций типа подумай или постарайся не вполне ясна.

Интересно проследить, способны ли формулировки заданий отражать учебную программу, разный набор тем в зависимости от класса. График ниже показывает частоту трех глаголов — произнести, образовать и спрягать (с видовыми парами) в инструкциях к упражнениям с 1 по 4 класс. Задания, в которых необходимо произнести слова или слоги вслух, связаны с постановкой звуков и часто встречаются в 1 и 2 классах, постепенно сходя к минимуму в классах постарше. Начиная с третьего класса появляется и растет необходимость образовывать новые слова и предложения, т.к. в этот период активно изучается морфологический состав слова, падежи и падежные окончания. Понятие глагольных спряжений вводится лишь в четвертом классе, что тоже явно отражено на графике.

Показателен и выбор формы императива: как обращаться к младшеклассникам, на ты или на вы? Из 3 проанализированных линеек 2 общаются с читателями 1-4 классов на ты, а у линейки Канакиной прослеживается интересное изменение — с первоклашками авторы общаются на ты, а со второго класса и дальше переходят на вы:

Ещё одно наблюдение о самой атмосфере учебного класса, отраженной в учебниках, просматривается в парных заданиях. Такой тип упражнения встречается во всех линейках, однако если в линейке под ред. Канакиной потенциальный партнер по заданию назван товарищем, то учебники под ред. Чураковой не делают столь поспешных выводов:

Прочитайте с товарищем по парте диалог по ролям. (под ред. Канакиной)

Запиши текст, заменив точки нужными буквами, до разделительной черты. Твой сосед пусть запишет другую часть текста. (под ред. Чураковой)

Наконец, в серии учебников под ред. Нечаевой мы столкнулись с разными заданиями для мальчиков и девочек — находка для гендерных исследователей! И хотя в большинстве случаев они используются для быстрого разделения на группы при работе над грамматикой (девочки разбирают по составу слово летать, мальчики — школьник), некоторые задания рисуют своеобразные стереотипические картины о разных интересах/проблемах в зависимости от пола ребенка.

Возвращаясь к вопросу, чему же учат в начальной школе на уроках русского языка, можем с уверенностью сказать, что ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СПИСЫВАТЬ, а потом уже всему остальному. А несложный подсчет статистики употребления слов позволяет подсветить интересные или спорные методические моменты каждого конкретного учебника.

P.S. Правильный ответ на задачу про птицу: кедр и кедровый, и птичка называется кедровка.