После 24 февраля 2022 года в России приостановили прокат сразу несколько крупных голливудский студий — сначала Disney, затем Sony, Warner Bros, Paramount и Universal. Поэтому в кино мы не увидели ни «Мультивселенной безумия», ни «Фантастических тварей». Вместо этого — «Холоп», «Движение вверх», «Брат» и «Брат-2» и франшиза про богатырей.
В 2021 году доля американских фильмов на российском кинорынке была около 30%, и это было больше числа отечественных фильмов. В 2022 году ситуация изменилась — практически половина всех фильмов, получивших прокатное удостоверение, произведены в России. Американский кинопродукт уменьшился вполовину.
Зато прибавилось «европейцев» — французских, испанских, австрийских, бельгийских, шведских фильмов. Стало немного больше фильмов из Южной Кореи и Мексики. Встречаются «экзотические» экземпляры — кино из Литвы, Боснии и Герцеговины, Люксембурга, Филиппин. Делятся кино и дружественные партнеры — Индия, Китай и Иран с его фильмами «о народе и для народа» и без голливудского хэппи-энда.
Впрочем, российские кинопрокатчики сомневаются, что индийское и китайское кино, не говоря уже о «персидских комедиях», привлечет массового зрителя в том же объеме, что и до СВО. В августе 2022 года снижение валового сбора в некоторых региональных кинотеатрах уже составляло до 65%. А по итогам 2022 года кинотеатры не досчитались 33 млрд рублей выручки — по сравнению с доковидным 2019.
Кажется, что только российских фильмов недостаточно, чтобы зритель как раньше посещал кинотеатр. Индийское, китайское или даже мексиканское кино не может полностью заменить Голливуд — вероятно, так считают около 40% российских зрителей крупных городов, которые в 2022 стали реже ходить в кино.
Поэтому кинокомпании решили не оставлять российского зрителя без голливудских новинок — для этого даже не обязательно брать билет до Казахстана. Кинотеатры включают пиратские копии фильмов как предпросмотр к официальному прокату. Выручка кинотеатров от такого «предсеансового обслуживания», по некоторым данным, в 2022 году составила около 1 млрд рублей. При этом, согласно «джентельменскому соглашению» между Министерством культуры и кинопрокатчиками, пока «Чебурашка» не набрал свою кассу, «Аватара» на экран не выпускали. Так что российский зритель никуда не спрячется от отечественных картин — сначала отечественные блокбастеры, и только потом «Форсаж-10».