Замкнутый круг: в каких городах России не строят метро, но обещают

За 2021 год в Москве открылось больше станций метро, чем за 12 лет во всей остальной России. В списке транспортного долгостроя есть и Санкт-Петербург с его «многострадальной Театральной», и самое восточное новосибирское метро, и оригинальный образец российского метрополитена родом из Омска.

1 марта 2023 года в Москве полностью запустили большую Кольцевую линию метро — были открыты последние оставшиеся станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики», «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща». Новая линия в Москве стала самой длинной кольцевой линией в мире — 70 км протяженности против 57 км пекинского метро. 

Но в столичном метро каждый год вводят в эксплуатацию что-то новое, этим давно никого не удивишь. А вот в других городах России много лет не могут построить даже вторые линии метро. На графике выше видно, что Москва остается в лидерах по количеству построенных и  запланированных станций, а остальные города, включая Санкт-Петербург, сильно не дотягивают до столицы в плане развития транспортной системы (данные для графика взяты из открытых источников).  Строительство метро в России — это почти исключительно Москва.  

Строительство метро в Санкт-Петербурге: Театральная станция

В Генеральном плане города Санкт-Петербурга запланировано 89 новых станций метро до 2040 года. Сейчас лишь три из них — это строящиеся станции метро, по другим 18 идут подготовительные работы, а остальные 69 — это «нереализуемые» планы, как говорят эксперты. 

Не все гладко и со станциями, где уже идет строительство. Самый известный пример — Театральная станция. Ее анонсировали еще в 2008 году, но сроки постоянно сдвигались. Регулярно возникали трудности, связанные с подрядчиками, с банкротством строительной компании, с особенностями местности. Из последнего — недовольство горожан местоположением выхода из метро. Сейчас предполагаемая дата ввода в эксплуатацию — 2026 год. 

Строительство метро в Екатеринбурге: дополнительные ветки

Похожая история и с метро Екатеринбурга — в конце 2022 года местные власти объявили, что вторая и третья линии метро когда-нибудь появятся. Планируется также продление первой и пока единственной линии. Но о строительстве дополнительных линий объявляли уже много раз, а деньги в бюджет на них не закладывали. Сейчас в Екатеринбурге всего 9 станций метро, и это самое малое количество станций из всех действующих метрополитенов России.

Строительство метро в Новосибирске: 97% готовности 

Самый восточный город России с метро — Новосибирск. Новосибирское метро — единственное в стране за Уралом. Оно состоит из двух линий с тринадцатью станциями протяженностью 15,9 км. Это третье метро в России по количеству пассажиров — в среднем его используют более 80 млн человек в год. Но новых станций в новосибирском метро не прибавляется. Последняя введенная в эксплуатацию станция — «Золотая Нива», открылась в 2012 году. 

В 2015 году программа по развитию новосибирского метрополитена прекратила свое действие, новую программу не разрабатывали, а местные власти упоминали о существующем «вето на поддержку финансирования метрополитена в крупных городах». Станцию «Спортивную» должны были сдать еще в 2022 году, но там до сих пор идут работы. Ее открытие хотели приурочить к международному чемпионату мира по хоккею, который должен был пройти в Новосибирске в 2023 году. Чемпионат отменили из-за известных событий, а станция пока остается построенной «на 97%». 

Города-миллионники России без метро

Челябинск, Омск и Красноярск  — города, где метро пока нет. Там еще в советское время планировали построить метро и даже начали работы, но так и не запустили. В Челябинске были частично построены две подземные станции (готовность — 20% и 45%) и 3,3 км тоннелей. В Омске построили всего одну станцию метро, которая сейчас является местной достопримечательностью и поводом для шуток. В городе-миллионнике Красноярске СМИ и горожане давно наблюдают за организацией процесса строительства и сменой подрядчиков, а местные власти призывают «к терпению» и обещают первую ветку к 2026 году. 

Чтобы построить новые участки метро в этих городах, необходимы значительные средства из федерального бюджета. Иногда открытие станций могут приурочить к важному международному событию, и в этом случае шанс найти деньги и провести работы увеличивается. Но обычно сроки сдачи объектов многократно откладываются, и станции остаются существовать лишь в планах развития и анонсах чиновников. После начала военных действий в Украине сложно ожидать, что в подземный транспорт в российских городах будут вкладываться миллиарды.