Лайки появились совсем недавно, но уже стали неотъемлемой чертой общения в сети. Раньше психологи, антропологи и социологи пытались разобраться в сути явления с помощью опросов или других косвенных методов. Сегодня ученые получили возможность заглянуть прямо в мозг — как он воспринимает лайки, как видоизменяются и адаптируются сформировавшиеся в течение долгого времени механизмы к новому феномену социальной жизни.

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) позволяет с высоким пространственным разрешением оценить активность разных участков головного мозга во время выполнения разных дел, в том числе в процессе общения. Сложно вести светскую беседу, находясь внутри МРТ-сканнера, но при изучении коммуникации в социальных сетях сегодня можно обойтись и без собеседника.

В ходе эксперимента 58 участникам предъявлялись фотографии из Инстаграма: собственные снимки и фото других участников. После просмотра каждой фотографии можно было нажатием кнопки обозначить лайк или просто переключиться на новую фотографию. Все это время регистрировалась активность мозга. Далее участникам предъявлялись их собственные фотографии из соцсетей с уже проставленными лайками от других людей.

Так исследователи выделили зоны мозга, активирующиеся только в тех случаях, когда человек лайкал фотографию, и области, активность которых проявляется при просмотре собственной фотографии с большим количеством лайков.

После наложения картинок исследователи выделили области мозга, задействованные в обоих случаях:

На сегодня в мозге человека достаточно хорошо изучена система «вознаграждения» (reward system) — в первую очередь в ходе экспериментов в сфере нейроэкономики. В таких экспериментах обычно моделируются ситуации с выигрышем или потерей денежных средств и регистрируется активность мозга в случае удачи.

Так же существует пул исследований, посвященных изучению эмоционального отклика в мозге человека в момент возникновения положительных эмоций в ходе общения с другими людьми. Одно из важнейших отличий в этих двух ситуациях: «исчисляемость» реакции в случае с деньгами, возможность выделить отдельные «кванты». В ходе общения гораздо сложнее выделить какой-то единый эквивалент и лайки как раз позволяют это сделать.

Исследователи сравнили активность мозга в эксперименте с результатами предыдущих исследований и оказалось, что задействованы обе системы.

Получается, наш мозг вполне всерьез воспринимает лайки. Это помогает объяснить, почему мы постоянно обновляем страницы социальных сетей и смотрим, как изменяется заветное число под фотографией или постом.

Источник: What the brain ‘Likes’: neural correlates of providing feedback on social media