Кино вне политики? Кто участвует в российских кинофестивалях после февраля 2022

Кино вне политики? Кто участвует в российских кинофестивалях

Правда ли, что западные кинорежиссеры массово бойкотируют Россию? Почему на главном российском кинофестивале больше не показывают фильмы из США и Британии, но на других киносмотрах в РФ продолжают это делать? Кто ушел, кто вернулся, а кто — выигрывает призы, но не приезжает на церемонию?

Мы изучили, как изменилась география участников российских кинофестивалей после событий 2022 года — и обнаружили много неожиданного. Данные, инсайды, комментарии экспертов — рассказываем, что на самом деле происходит на международных смотрах в России.

О чем это исследование?

Основой для нашего материала стала гипотеза об уходе европейских и американских фильмов с российских кинофестивалей после февраля 2022 г., а возможно, даже после весны 2014 г. Участие картин, созданных на Западе, заметно сократилось на крупнейшем государственном фестивале — Московском международном кинофестивале (ММФК), но так ли это для всех российских смотров? 

Мы выяснили, что отток западных стран с международных кинофестивалей России меньше, чем можно было предполагать. На всех рассматриваемых фестивалях свое присутствие сохранили такие страны, как Германия, Франция, Австрия. Во многих международных смотрах, проводящихся в РФ, стабильно участвуют фильмы из Италии, Канады, Бельгии, Нидерландов.

отток западных стран с международных кинофестивалей России меньше, чем можно было предполагать

Наиболее значительные изменения в составе участников претерпел главный российский смотр — ММКФ. США, Нидерланды, Великобритания и еще ряд западных стран не появляются среди участников ММКФ в 2022–2024 гг. Однако они приезжают на «Докер», «Зеркало», «Послание к человеку» и «Флаэртиану».

В материале мы подробнее проанализировали программы российских кинофестивалей и узнали, как за последние десятилетие изменился состав их участников. А также спросили у экспертов — как они оценивают текущую ситуацию на фестивалях в России?

Кинофестивали в России

Согласно данным министерства культуры РФ, в 2024 году фестивалей, имеющих статус ‎международного, в РФ насчитывается 110 (перечень международных кинофестивалей формируется самим министерством). При этом многие из них являются локальными или нишевыми и проходят незаметно для массового зрителя.

Существование федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» позволяет фестивалям показывать фильмы, не имеющие (или не получившие) прокатное удостоверение. То есть фактически «‎международные кинофестивали» порой играют роль альтернативной формы проката, нежели являются фестивалями в привычном понимании. 

В рамках нашего исследования мы взяли пять крупнейших российских кинофестивалей и посмотрели на них через данные.

Московский международный кинофестиваль (ММКФ)

Самый масштабный и известный в мире российский смотр. Впервые был проведен в 1935 г., а с 1959 г. стал регулярным событием. ММКФ является крупным государственным смотром, который ежегодно показывает более 200 фильмов. До февраля 2022 он входил в число значимых международных фестивалей. На ММКФ привозились главные мировые премьеры, в том числе отмеченные на других крупных кинофестивалях по всему миру. Так, например, в 2021 году участником Московского фестиваля был фильм «Безумное кино для взрослых», ставший участником смотра в Сан-Себастьяне, Карловых Варах и многих других и получивший главную награду Берлинского кинофестиваля. В этом же году можем увидеть и обратную ситуацию, когда картина «Кровопийцы», вошедшая в основную программу Берлинского и Роттердамского фестивалей, взяла в Москве специальный приз жюри. 

В настоящее время роль кинофестиваля снизилась, так как политическая напряженность между Россией и западными странами повлияла на его восприятие. Приостановка аккредитации Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров FIAPF для ММКФ весной 2022 г. может считаться иллюстрацией этого. На данный момент эту аккредитацию имеют всего 14 фестивалей игровых фильмов с конкурсной основой.

Среди других отобранных нами фестивалей только «Зеркало» имеет международный конкурс художественного кино. Внимание фестивалей «Докер», «Послание к человеку» и «Флаэртиана» сконцентрировано на документалистике. 

Как отмечает кандидат филологических наук, кинокритик Сергей Сычев, большая распространенность документальных кинофестивалей в России связана с разницей в бюджете: неигровые фильмы дешевле игровых. Несмотря на поддержку Министерства культуры и региональных властей, другие российские смотры имеют куда более скромный бюджет, чем ММКФ. Для фестивалей с ограниченным финансированием создать разнообразную насыщенную программу из документального кино значительно проще, так как цена таких картин ниже.

«Зеркало»

Фестиваль имени Андрея Тарковского, основанный в 2007 г. и проходящий на родине режиссера в Ивановской области. Смотр позиционируется как «премьерная площадка для современного авторского кинематографа». Ежегодно демонстрирует зрителям около 150 фильмов, большинство из которых — художественные. Основной конкурс также проводится среди игровых картин.

«Докер»

Смотр авторского документального кино, который проходит в Москве с 2015 г. Его цель — «исследование и демонстрация в России всевозможных жанров и форм мирового документального кинематографа как отдельного направления киноискусства».

«Послание к человеку»

Проводится в Санкт-Петербурге с 1989 г. Фестиваль показывает документальные, короткометражные, игровые и анимационные фильмы. Несмотря на это, основой смотра является документалистика, и среди полнометражных работ международный конкурс распространяется на нее. Кинофестиваль был заметен на мировой арене, и был одним из двух российских фестивалей, имевших до весны 2022 г. международную аккредитацию FIAPF.

«Флаэртиана»

Пермский кинофестиваль, созданный в 1995 г. Он посвящен документальному кино, созданному в духе работ режиссера Роберта Флаэрти. Комиссия фестиваля стремится отбирать «фильмы — портреты современников», в которых «человек проживает на экране часть жизни, сформулированную режиссером по законам драматургии».

Методология исследования

Мы исследовали, как поменялся состав стран-участниц ММКФ и других российских кинофестивалей за последние годы: повлияли ли на него политические события, и если да, то как? Для этого мы собрали данные о фильмах, приезжавших на фестивали в разные годы (с 2010 года для ММКФ и с 2018 для других кинофестивалей). Для большинства фестивалей данные были собраны напрямую с их сайтов, исключение составляют «Зеркало» (программа за 2018-2019 гг. была взята с сайта Colta.ru) и ММКФ (дополнили информацию с сайта данными из официальных аккаунтов фестиваля в соцсетях и из агрегатора фильмов IMDb). После этого мы обработали информацию (например, унифицировали названия стран и учли фильмы, произведенные в копродукции несколькими странами) и посмотрели, откуда приезжали фильмы в разные года. Главное ограничение нашей методологии — официальная страна производства фильма может не совпадать со страной съемок или национальностью режиссера и съемочной группы. Также иногда фильм создается в копродукции нескольких стран, а в фестивальной заявке указывается только одна из них. 

Реакцию стран-участниц фестивалей на события 2014 года мы проанализировали по данным с 2015 года, а на события 2022 года — уже начиная с самого 2022 года. Такое решение мы приняли, обнаружив, что значительные изменения в составе стран-участниц заметны в 2015 году по сравнению с 2014, а в 2022 году — по сравнению с 2021.

«Докер», «Зеркало», «Послание к человеку» и «Флаэртиана»

Эти фестивали получают государственное финансирование и в глазах зарубежных стран могут ассоциироваться с действиями России на мировой арене. Несмотря на это, они отождествляются скорее с авторским и независимым, насколько это возможно в современных реалиях, кинематографом, чем с определенной политической повесткой.

Кто приезжает?

География участия фестивалей «Докер», «Зеркало», «Послание к человеку» и «Флаэртиана» — обширна. На графике отображены страны, привозившие картины в 2018–2024 гг, список отсортирован по убыванию количества фильмов. 

Главные позиции на четырех смотрах занимают Россия и западные страны. Картины, произведенные во Франции, Германии и Нидерландах, стабильно присутствуют в программах кинофестивалей на протяжении всего периода. 

Некоторые страны не были представлены ни на одном из четырех фестивалей в определенные годы, но продолжили участвовать в дальнейшем. Так, в 2022 г. в список конкурсантов не входили работы из США, Бельгии и Канады. Постоянные участники — Израиль и Великобритания — не приехали в 2023 г. Снижение активности наблюдается у североевропейских стран: Финляндия, Дания, Швеция регулярно участвовали в 2018–2021 гг., но после 2022 г. от них представлено лишь по одному фильму. Среди стран-производительниц, чье присутствие в программе особенно заметно, есть и прекратившие участие: Польша больше не является частью российских кинофестивалей с 2022 г.

Отдельно стоит отметить Украину. Несмотря на политическую напряженность после 2014 г., фильмы, созданные в копродукции с Украиной, появлялись в конкурсе российских кинофестивалей дважды. В 2018 г. участником фестиваля «Докер» стал фильм «Война снайпера» Оли Шектер (по данным официального сайта кинофестиваля «Докер», совместного производства США, Украины и России). Фильм рассказывает историю снайпера с антиамериканскими взглядами, поехавшего на Восток Украины. Помимо «Докера» работа была представлена на нескольких американских кинофестивалях. 

Еще одна картина, созданная в копродукции с Украиной, в 2021 г. не только поучаствовала, но и получила главный приз фестиваля «Послание к человеку». Победителем стал документально-исторический фильм Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст.» (Украина, Нидерланды). Он демонстрирует ужасающие события геноцида 1941 г. в Украине и суд, последовавший за ними. Картина также была показана в рамках внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля.

Ожидаемо в последние годы увеличивается число российских фильмов в международном конкурсе. В 2022 именно отечественных картин участвовало в фестивалях наибольшее количество. Это обеспечило России первое место в топе стран-участниц за 2022–2024 гг. Среди других стран отметим Францию и Германию. Франция повысила свою позицию, представив на отечественных фестивалях на восемь фильмов больше, чем в 2019–2021 гг. Германия незначительно сократила присутствие, оставшись при этом в топ-3. 

Некоторые страны продолжили принимать участие в фестивалях, но от них на отечественных смотрах за последние три года было представлено менее пяти фильмов. Окончательно ушла только Польша, участвовавшая в 2019–2021 гг. с 11 фильмами и занимавшая четвертое место по количеству привезенных картин.

При этом некоторые страны, такие как Китай, Италия, Сербия и Швейцария, с 2022 г. только расширили свое присутствие на фестивалях. Фильмы, произведенные в этих государствах, не только являются частью конкурсной программы, но и берут главные призы. Так, победителем «Зеркала» в 2024 г. стал китайский фильм «Черный пес» режиссера Ху Гуан. В том же году первое место на «Послании к человеку» получила картина «Ночь темна. Прощай здесь и везде», снятая Сильваном Жоржем (производство Швейцарии и Франции).

Количество участников

В среднем на четырех российских кинофестивалях ежегодно участвуют работы из 32 стран мира. По сравнению с 2021 г., где было 36 стран-участниц, количество государств, от которых были поданы картины в 2022 г., значительно уменьшилось: осталось 23 страны. Та же ситуация наблюдается и с числом самих фильмов, участвовавших в международном конкурсе. Однако: начиная с 2023 г., заметен рост: показатели постепенно приближаются к значениям, которые были до февраля 2022.

Комментарий Михаила Ратгауза, кинокритика и программного директора «Послания к человеку»

«Очевидно, что начиная с 2022 г. собирать программу фестиваля стало тяжелее, все сильно изменилось. Мы столкнулись с глобальным кризисом доверия по отношению к России и к ее фестивалям, в том числе.» При этом Михаил указывает, что договариваться насчет участия фильмов в российских кинофестивалях в 2024 г. легче, чем в 2023 г. В 2024 г. на «Послание к человеку» пришло больше заявок — из большего количества стран.

Настроение в киносообществе меняется. Михаил рассказывает, что в 2024 г. получил первое извинительное письмо от одного молодого испанского режиссера, отозвавшего свой фильм за год до этого, незадолго до начала фестиваля. «Они <съемочная группа> подали заявку в 2023 г., но позже отказались от участия без объяснения причины. Я, честно говоря, даже обиделся на этих неизвестных мне молодых людей, но через год получил извинительное письмо от Кристиана (режиссера). Наши друзья в Европе укрепили его доверие к фестивалю. <Мы> даже вступили с ним после в переписку». Говорить, что подобные извинения — массовое явление, пока преждевременно, но письмо испанского режиссера было не единственным, подобные ему начали приходить с 2024 г. 

С 2024 года налаживается не только коммуникация с организаторами фестивалей, но и контакт с российскими зрителями. В последние года значительно увеличилось число показов, где иностранные режиссеры на онлайн-трансляциях рассказывают про свою картину или участвуют в сессии вопросов и ответов с пришедшими на фильм. «Люди опасаются приезжать в Россию, но, тем не менее, не прочь представить свой фильм по зуму. Мы столкнулись с технической проблемой, желающих было слишком много, и мы не знали, как вместить всех в расписание.»

Также отмечается, решение, отдавать ли картину на российский фестиваль, зависит от его престижа и репутации. Режиссеры чаще отправляют фильмы, если  у них есть контакт с конкретным смотром. В 2024 г. через полтора месяца после мировой премьеры на «Послании к человеку» состоялся показ фильма «Боганклох» знаменитого британского режиссера, Бена Риверса. Это стало возможным, так как автор приезжал на кинофестиваль ранее, режиссер знаком с ним и доверяет команде, бренду.

Фильмы, произведенные в западных странах, продолжают составлять основу «Зеркала», «Послания к человеку», «Флаэртианы» и «Докерa». Ряд постоянных стран-участниц не был представлен ни на одном из четырех фестивалей в 2022 г., но позже многие из них продолжили быть частью смотров. Россия при этом остается одной из трех стран, производящих наибольшее число фильмов для отечественных кинофестивалей.

Московский международный кинофестиваль

Флагманские кинофестивали вроде ММКФ, находящиеся в центре общественного внимания, часто оказываются особенно подвержены влиянию политических событий. Для многих режиссеров участие в ММКФ означает согласие с позицией руководства фестиваля и правительства России, и это может стать причиной бойкота ММКФ. Например, по словам куратора секции короткого метра фестиваля, после конфликта в Крыму в 2014 году около 80% режиссеров, участвующих в европейской программе Short matters! (короткометражные фильмы, попадающие в эту программу, показываются на нескольких крупных фестивалях), отказались отправлять свои работы в Россию по политическим причинам.

На графике, как и в случае с четырьмя кинофестивалями, страны ранжированы по убыванию количества привезенных за период фильмов. Видно, что в основной программе фестиваля после событий 2014 года значительных изменений все же не произошло. На следующий год из нее исчезли представители некоторых стран, но тогда таких стран было меньшинство: фестиваль остался без фильмов из Венгрии, упомянутой ранее Украины, а также Грузии и нескольких европейских стран (в частности, Швейцарии и Нидерландов). 

При этом после 2014 г. на ММКФ сохранились многие важные игроки. США, Великобритания, Франция, Латвия и еще больше десятка европейских стран — все они продолжили привозить фильмы на крупнейший российский фестиваль.

Ситуация поменялась в 2022 г.: после начала конфликта в Украине в конкурсной программе ММКФ стало гораздо меньше участников из Европы, не были представлены США и Южная Корея. В период с 2022 по 2024 гг. сократили свое присутствие Казахстан, Индия, Италия (от них не было подано ни одной картины) и Япония (появилась в конкурсных списках лишь один раз). На смену фильмам из этих стран пришли другие: например, на фестиваль чаще стали приезжать работы из Румынии, Сербии, а также Аргентины и Мексики (от двух последних были поданы победители 2023 и 2024 гг.: «Три брата» Франсиско Хоакина Папарельи и «Стыд» Мигеля Сальгадо) и других стран. Впервые начали участвовать режиссеры из Уругвая и Катара. 

В начале апреля 2025 г. была объявлена программа основного конкурса ММКФ. В этом году в составе участников можно отметить изменения, которые выбиваются из общего тренда 2022–2024 гг. В 2025 г. частью фестиваля стали фильмы, созданные при участии США и Южной Кореи. Также в этом списке присутствуют картины из Италии, Бельгии, Испании, Нидерландов и Индии, не представленные на ММКФ после февраля 2022.

Впрочем, на фестивале все еще встречаются фильмы из стран, официально не одобряющих действия властей РФ: Италии, Франции, Бельгии. В основном они участвуют во внеконкурсной программе ММКФ: хотя в ней и стало меньше европейских режиссеров, в 2024 году были показаны, например, короткий метр «Джаггернаут» (Италия) и триллер «Ибо ночь придет» (Франция, Бельгия). 

Низкий интерес к конкурсу и привлекательность участия во внеконкурсной программе комментирует кинокритик Сергей Сычев

«На Московском кинофестивале до Крыма конкурс был традиционно слабым и мало привлекал внимания. А вот внеконкурсные программы состояли во многом из лучших фильмов прошедшего сезона, их можно было посмотреть на Московском кинофестивале первыми. Это призеры международных фестивалей, лауреаты Оскара и всех крупных премий. Можно было их увидеть там. Поэтому и ходили люди. На конкурс ходили меньше.» Большинство победителей Московского кинофестиваля за последние 20 лет не вышли в российский прокат, за теми исключениями, когда главный приз получал российский фильм. Если на Московском кинофестивале побеждает зарубежный фильм, в прокат ни в какой, даже самый ограниченный, он не попадает. «Есть масса фестивалей, где самое сильное кино показывается вне конкурса. Для публики в сущности не важно — кто победит.»

Несмотря на это, некоторые фильмы и сейчас подаются на основной конкурс: скажем, за последние два года в нем участвовали картины из Германии, Японии и Канады. Первая как в 2019–2021 гг., так и в 2022–2024 гг. занимает третье место по количеству привезенных на смотр картин. Работы, произведенные в Германии, показали успешные результаты: например, немецкие фильмы «Шлимазл» и «Мартин читает Коран» получили несколько наград на родине и завоевали на ММКФ приз за лучшую женскую роль и диплом жюри соответственно.

А короткометражная антиутопия «Фи 1,618», созданная командой из Канады и Болгарии, даже была удостоена особого приза жюри — Серебряного Святого Георгия. Однако режиссер фильма Теодор Ушев отказался участвовать в церемонии награждения, прислав видео, в котором осудил вторжение в Украину. По его словам, он против бойкота России и прислал на фестиваль фильм о тоталитарном будущем, чтобы поддержать российских зрителей, однако принять приз означало бы для него выступить за провоенную позицию ММКФ. 

режиссер фильма отказался участвовать в церемонии награждения

Хоть среди участников Московского фестиваля и остаются европейские работы, их количество заметно сокращается, в то время как число фильмов, привезенных из незападных стран, растет. На ММКФ картина участия отлична от той, что можно увидеть на других российских международных фестивалях.

Сравнение фестивалей

Страны, которые продолжили участвовать в «Докере», «Зеркале», «Послании к человеку», «Флаэртиане» и ММКФ
Ряд стран продолжили участвовать во всех пяти рассмотренных нами фестивалях. К ним относятся Германия, от которой за 2018–2024 гг. было представлено 47 фильмов, Франция — с 40 и Китай — с 22 работами. Также сохранили свое присутствие Аргентина, Сербия, Иран, Турция, Румыния, Канада, Мексика, Болгария, Австрия и другие менее заметные страны-участницы.

Страны, которые продолжили участвовать только в ММКФ
Такое поведение среди четырех типов реакции на события 2022 г. встречается реже всего. Каждая из стран в данной категории привезла на российские фестивали за период с 2018 г. не более восьми фильмов. Наиболее заметными среди них являются Катар, Бразилия и Чили.

Страны, которые продолжили участвовать только в других фестивалях
Многие страны не принимали участия в главном государственном российском фестивале, но не перестали присутствовать на других отечественных международных смотрах.

После 2022 г. на конкурс продолжили подаваться фильмы из США (20 картин за 2018–2024 гг.), Израиля (17), Нидерландов (16), Италии (15), Великобритании и Бельгии (13) и других менее крупных участников. Такой тип поведения встречается в нашем анализе чаще всего, в том числе, у европейских стран. 

Страны, которые прекратили участвовать во всех фестивалях
Полностью из конкурсных списков после начала СВО исчезли фильмы, созданные в Польше и Чехии. От них в период 2018–2021 гг. было представлено 15 и 7 фильмов соответственно, начиная с 2022 г. — ни одного. Последний раз на ММКФ Польша появилась в 2018 г., Чехия — в 2011 г. 

Также после 2022 г. прекратили свое участие Латвия и Азербайджан. Существует еще несколько государств, которые до 2022 г. привозили суммарно 1–2 фильма, но об их уходе говорить преждевременно, так как их присутствие на фестивале и ранее носило эпизодический характер.

Страна производства — спорная категория? Мнение экспертов

Страна, в которой произведен фильм, отчасти является искусственной категорией, так как она не всегда отражает реальное место создания картины или национальную принадлежность съемочной группы. Помимо этого, внутри одного произведения может быть несколько сторон, представляющих разные страны и имеющих различные интересы.

Комментарий Михаила Ратгауза

Такого монолитного образования, как киносообщество, — нет. «Есть отдельные люди отдельные авторы, отдельные компании, отдельные политики (policy)». Внутри одной работы есть правообладатели и ее авторы, чьи мнения о судьбе картины могут расходиться.

Михаил рассказывает про случай, когда неоднородность позиций внутри одного фильма коснулись вопроса — может ли работа быть участником российского фестиваля? «У нас в прошлом году был фильм, за который мы боролись полтора года, датский, называется «Театр насилия». <…> У него была такая сложная, запутанная история, из которой мы таки вышли победителями. Внутри правообладания, условно говоря, было несколько сторон. Был правообладатель британская компания Docs Word, которая сначала не хотела нам давать фильм, а на следующий год дала. В 2023 г. не хотела, в 2024 г. — дала. Потом вмешались производители, датская компания — не продавцы, а те, кто делал, компания Made in Copenhagen, которая пыталась этот фильм выдрать из нашего конкурса в последний момент. Тут уже вмешался режиссер, как собственно автор, который был как раз на «Послании» в предыдущем году. Все это удалось решить, фильм у нас в итоге был, получил небольшой, не главный, но один из призов на фестивале. Это как бы история про разные стороны, интересно, вроде бы один фильм, западный со всех сторон — Британия и Дания, но вот внутри коллектива люди принимали противоположные решения. Мы, естественно, боролись, чтобы фильм остался у нас в программе.»

Резюмируя, можно отметить, что участие картины в том или ином фестивале зависит скорее не от ее географической привязки, а от решений и позиций конкретных людей, которые в ходе обсуждения могут менять свое мнение.

Идея о спорности понятия «страна-участница» находит отражение и в словах Сергея Сычева.

В некоторых случаях страновая принадлежность фильма может не значить ничего. «Порой красивая география участия в международных фестивалях достаточно искусственная вещь, которая практикуется фестивальными программерами. <…> Могут быть фильмы, сделанные русскими, российские они граждане или нет, они сделаны русскими, но как бы от США — на базе США или выдаются за американские.» Иногда происходит так, что для представления фильма от определенной страны создается новое юридическое лицо, в этой стране зарегистрированное.

Несмотря на неоднозначность категории «страна-производительница», зритель считывает ее и продолжает ассоциировать фильм с указанным государством. Даже в тех случаях, когда декларируемый производитель не соответствует реальности, его связь с указанной в программе страной все равно несет политический смысл.

Выводы

Отток западных стран более заметен в основном конкурсе ММКФ, но несмотря на это, европейские картины не покинули фестиваль полностью. На других кинофестивалях западные участники не только сохранили присутствие, но и продолжили занимать значимые позиции. Однако последние три года большинство фильмов, участвующих в отечественных смотрах, произведено в России.

Германия и Франция по-прежнему входят в тройку лидеров, привозящих фильмы на «Зеркало», «Флаэртиану», «Послание к человеку» и «Докер», не переставая появляться и на ММКФ. Фильмы, произведенные в таких странах, как США и Великобритания, хоть и не представлены на самом масштабном российском смотре, продолжают участвовать в других отечественных фестивалях.

2022 г. повлек за собой заметное уменьшение числа стран-участниц «Зеркала», «Флаэртианы», «Послания к человеку» и «Докера». При этом уже на следующий год показатели стали постепенно расти и к 2024 г. практически вернулись в состояние до 2022.

Над проектом работали

  • Мария Борхсениус – менеджер проекта, текст, сбор данных
  • Марина Гурова – анализ данных, текст
  • Полина Налобина – сбор и анализ данных 
  • Тимофей Пересторонин – анализ данных
  • Анастасия Трошина – инфографика, сбор данных
  • Дарья Устюжанина – редактор
  • Марина Панкова – редактор
  • Женя Родикова – иллюстрация
  • Алексей Куликов – сбор данных
  • Ксения Тихомирова – инфографика 
  • Полина Матавина – анализ данных 
  • Илья Булгаков – куратор проекта

Также мы выражаем благодарность Михаилу Ратгаузу, Сергею Сычеву, Малике Кулдашбаевой, Надежде Андриановой, Ольге Зориной, Илье Воронцову и Тимофею Кочкару за экспертизу и рекомендации, которые мы получили в процессе работы.