Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Юлия Бобкова

Первые пользователи интернета использовали вымышленные ники вместо настоящих имен. Анонимность вселяла ощущение вседозволенности и безнаказанности. Можно было оскорблять собеседника, не боясь последствий, и высказывать враждебные мысли, прикрываясь псевдонимом. Правила поведения на форумах призывали к очевидным вещам: быть вежливыми, обходиться без нецензурных выражений, не переходить на личности.

Теперь, когда большинство людей авторизуется в социальных сетях под реальным именем, требования к вежливости в киберпространстве конкретизировались. Появилось понятие цифрового этикета, или нетикета. Он не предписывает единые правила, но предлагает наилучшие выходы из разных ситуаций, основываясь на классическом этикете. Исследователь Ольга Лукинова собрала важные принципы digital-вежливости в книге «Цифровой этикет» и протестировала их с помощью опросов и обратной связи от подписчиков в своем telegram-канале.

Опрос в телеграм-канале Ольги Лукиновой

По наблюдениям Лукиновой, часть пользователей интернета воспринимает цифровой этикет как ограничение свободы. На самом же деле, задумываться о нетикете стоит во многом ради собственного комфорта. Принципы, сформулированные в одной из глав «Цифрового этикета», помогают избежать негативного опыта в интернете и сэкономить время.

Мой аккаунт – моя крепость

Светский этикет много внимания уделяет личным границам. Неприлично без спросу пользоваться чужими вещами, приближаться слишком близко к человеку, открывать шкафы и разглядывать их содержимое в гостях. Личные границы есть и в киберпространстве. Владельцы аккаунтов в соцсетях могут осознанно их устанавливать: делать страницу приватной, закрывать доступ к определенным разделам, запрещать незнакомым людям писать им сообщения, ограничивать отметки на фотографиях.

Настройки приватности в VK

Нарушение личных границ происходит не только в рамках аккаунта. Примеры кибербуллинга – травли в интернете – часто можно увидеть в комментариях под публичными постами в сообществах. Враждебные высказывания могут быть вызваны действиями человека, личной неприязнью к нему или принадлежностью к определенной социальной группе, которую не поддерживает обидчик.

Комментарий под публикацией бодипозитивного блогера

Ольга Лукинова предлагает несколько подходящих с точки зрения нетикета решений. В первую очередь, можно заблокировать обидчика. В некоторых соцсетях, например, в Instagram, есть возможность «ограничить» человека: если он напишет комментарий, его увидит только владелец аккаунта.

«Ограничение» пользователя в Instagram

Особенно настойчивые «хейтеры» продолжают травлю, создавая новые страницы. В таком случае можно игнорировать нападки и не отвечать агрессией – рано или поздно интерес к пассивной жертве пропадет. Если же оскорбления сопряжены с преследованием и слежкой, решить проблему можно с помощью жалобы в техподдержку платформы.

Когда травля происходит систематически, а высказывания обидчика рискуют навредить репутации или унижают честь, пользователь может привлечь его к юридической ответственности. Для этого потребуются доказательства: например, скриншоты. Их нужно заверить у нотариуса. Под разные ситуации в digital-пространстве подходят статьи «Защита чести, достоинства и деловой репутации» (152 ГК РФ), «Клевета» (128.1 УК РФ).

Все сказанное вами может быть использовано против вас

При любой коммуникации в интернете важно осознавать, что переписка может быть опубличена: переотправлена кому-либо ещё, выложена в открытый доступ в виде скрина, выслана нотариусу, чтобы заверить доказательства для обращения в суд. В конце концов, аккаунт могут взломать.

Тайное имеет свойство становиться явным. Для того чтобы обезопасить себя от неприятных ситуаций с утечкой информации, следует внимательно относиться к тому, что вы пишете и стараться не сообщать в соцсетях пароли, номера документов, коммерческие тайны. Кроме того, даже в личной переписке лучше воздержаться от обсуждения противозаконных действий, резких и спорных высказываний о ком-либо или чем-либо, насмешек над третьим лицом. Известны случаи увольнений из-за «слитых» оскорблений руководства в личной переписке.

В эпоху политкорректности способом навредить чьей-либо репутации стали старые посты и твиты с враждебными высказываниями. В 2018 году режиссера Джеймса Ганна отстранили от работы над третьей частью «Стражей галактики» из-за шуток о педофилии и изнасилованиях, которые он опубликовал за 10 лет до этого. В 2019 студия Disney восстановила Ганна, однако его репутация уже испорчена. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, стоит проверять свои аккаунты на предмет высказываний, не соответствующих вашим нынешним убеждениям.

Скандальный твит Джеймса Ганна

Эффект бумеранга

Смысл цифрового этикета не в заучивании правил, а в поиске компромиссов и способности подстроиться под собеседника, обеспечить его удобство. Заботясь о других, мы в конечном счете создаем комфортную среду для себя. Видя пример эффективной коммуникации, люди тоже станут применять правильные стратегии.

Чтобы получать четкие, осмысленные, уместные письма и сообщения, договаривайтесь с собеседником о том, как и где вам обоим комфортно будет общаться, подумайте о возможных неудобствах. Дружеская переписка, допускающая, например, голосовые сообщения, несколько коротких сообщений подряд вместо одного большого, лексику без ограничений, не равнозначна рабочей переписке. Если нет другой договоренности о стиле общения, старайтесь писать емко, делать письма легкими для восприятия и не забывайте о долгосрочном удобстве, чтобы информацию при необходимости несложно было отыскать.

Как не надо писать письма: если хотите спросить, задавайте вопрос сразу

Если в деловой переписке вам нужно получить решение вопроса, которое потребует у человека определенного времени, можно сразу обговорить срок ответа и ваши ожидания. Так вы будете уверены, что получите информацию вовремя, а переписка не растянется на еще несколько вопросов и ответов, что сэкономит время обоим участникам диалога. Представьте себя на месте собеседника и подумайте о том, что вам точно потребовалось бы знать. Этот принцип работает при любой коммуникации в интернете, как, впрочем, и в жизни – относитесь к людям так, как хотите, чтобы они относились к вам.

Источники

  • Лукинова О. Цифровой этикет: как не бесить друг друга в интернете. Москва: Бомбора, 2020