WWW вместо СССР: 1991-2000

Девяностые подарили миру первый веб-сайт и знакомые нам поисковики. Подробности об августовском путче узнали за рубежом благодаря интернету, Борис Ельцин провел первую интернет-конференцию, Билл Клинтон запустил сайт для предвыборной агитации, а война в Косово стала первым вооруженным конфликтом, где стороны стали активно использовать интернет.



О политической коммуникации и тенденциях 90-х  

Интернет-конференции политических лидеров как приём

“Отличие появившихся интернет-конференции от “старых” способов коммуникации, которые использовали политические лидеры, прежде всего, в усилении роли технологий, формирующих требуемый (по месту, времени, способам подачи материала, использованию косвенных аргументов и проч.) властью формат прямых коммуникаций с обществом. И, конечно, сегодня сами  лидеры обладают более продвинутыми навыками в области политической риторики, приемами самопрезентации, использования «доказательств» своей «продуктивной и эффективной политики». Но надо иметь ввиду широчайшие способности властей использовать различные уловки в виртуальной среде (вплоть до использования технологий дополненной реальности и голографической манипуляции).

Интернет-конференции минимизировали любые венчурные ситуации – начиная от заготовленных вопросов аффилированных журналистов, и до массированного использования иконических инструментов, производящих на публику неизгладимое впечатление (демонстрационные эффекты). Техническая оснащенность используется для создания мельчайших (убедительных для массовой аудитории) деталей, призванных повысить убедительность политических спикеров и укрепить их положительный имидж. Театрализация выстраиваемых коммуникаций с лидерами является мощным инструментом самолегитимации правящих режимов и элитарных групп”.

Александр Соловьев, д.полит.н., заведующий кафедрой политического анализа, профессор кафедры государственной политики МГУ

Интернет-сайты в предвыборных кампаниях. Начало

“Несмотря на свое скромное наполнение, такие сайты в 90-х сыграли свою роль. Они, во-первых, показывали приверженность кандидата новым технологиям и следование духу времени. Во-вторых, по мере расширения аудитории интернета сайты могли доводить информацию до той аудитории, которая игнорировала традиционные медиа-площадки вроде ТВ или радио. В 1996 году это был лишь первый шаг. Полноценную интернет-кампанию можно увидеть на примере Барака Обамы в 2008 году”.

Алексей Уваров, эксперт исследовательской ассоциации CENTERO, ассистент кафедры государственной политики, факультет политологии МГУ