Что делает видеоигру исторической
Чтобы считать видеоигру исторической, нужны два условия.
- Игра должна начинаться с конкретного момента реальной истории.
- Реальная история в игре должна влиять на развитие сюжета и игровой опыт.
Под это определение попадает широкий спектр игр — в первую очередь такие крупнобюджетные продукты, как серии Assassin’s Creed и Civilization, Call of Duty: World War II, Battlefield One, Total War: Rome 2, Europa Universalis, Crusader Kings и другие. Разработка некоторых из них далеко не всегда опиралась на консультации академических историков.
Существуют также игры, вдохновленные реальными событиями из прошлого, но рассказывающие вымышленную историю — например, недавно вышедшая Atomic Heart или шведская Wolfenstein: The New Order. Несмотря на то, что в Wolfenstein поднимаются такие темы как нацизм и Холокост, игра представляет собой альтернативную историю: ее сюжет начинается в 1960 году, через 12 лет после вымышленной победы Германии во Второй мировой войне.
Виды исторических видеоигр
Исторические видеоигры разнообразны по своим жанрам — это RPG, симуляторы, стратегии, приключенческие шутеры. Среди них можно выделить два подхода к изображению истории:
- Реалистический
Игры с реалистическим подходом наполнены визуально правдоподобным сеттингом. Игрок может перемещаться по миру при помощи главного героя. Чаще всего протагонист в таких играх — вымышленный персонаж, который действует в реально существовавших условиях, но не меняет общий ход исторического процесса. Примерами реалистических игр можно считать Assassin’s Creed, Call of Duty и Battlefield One.
- Концептуальный
Концептуальные исторические игры стремятся показать, как прошлое функционировало, а не выглядело. К таким играм можно отнести Civilization, Crusader Kings и Europa Universalis. В этих играх набор правил, сообщаемый через стилизованные символы и графику, преобладает над визуально правдоподобной средой. Так, серия Civilization предоставляет игроку возможность управлять одной из цивилизаций на протяжении всей истории — вести ее от Древнего мира к современности и будущему, развивая технологии, экономику, военное дело и прочее при помощи генерируемой карты, общего вида городов и дерева технологий.
Как исторические видеоигры погружают в прошлое
Исторические видеоигры знакомят с прошлым при помощи главного героя, виртуального мира и стратегии. К виртуальному миру относятся не только физическое пространство, но и другие персонажи. Они могут помогать игроку или ограничивать его. Стратегия главного героя формируется на основе этих факторов.
Выработка стратегии определяет важную особенность видеоигр как способа исторического познания — интерактивность. Игрок сталкивается с необходимостью осмысленного выбора, который, конечно, может вести к событиям, не существовавшим в реальной истории. Но даже если сюжет игры не соответствует исторической хронологии и фактам, игрок может понять общую ситуацию эпохи при помощи систем взаимодействий и причинно-следственных связей, диктующих действовать так, а не иначе.
Достоверность исторических видеоигр
Разработчики игр часто заявляют, что позволяют пользователю погрузиться в реальное прошлое. Такие претензии заставляют задуматься об исторической достоверности игр. Однако достоверность — неоднозначный термин, и сегодня ее принято разделять на точность — улавливание исторических деталей и аутентичность — воссоздание общей атмосферы, где допустимы ошибки в конкретных деталях.
В большинстве случаев «достоверность» исторических видеоигр в глазах разработчиков определяется несколькими факторами.
- Игра должна представлять историческую эпоху так, как ее видит целевая аудитория.
- Игра должна удовлетворять интересы, предпочтения и ценности игроков. По этой причине большинство игр пропитано героическими сюжетами и посвящено политическому и материальному успеху.
- Она также должна соответствовать историческим представлениям самих разработчиков. Самые популярные видеоигры разрабатываются в Северной Америке и в Западной Европе, и это одна из причин, почему во многих стратегиях важным фактором продвижения сюжета выступает уровень развития технологий и образа жизни западного образца, даже когда идет речь о цивилизациях других континентов.
Интересный пример проблемы достоверности — первая часть Assassin’s Creed. Разработчики будто бы иронизировали над возможностью воссоздать прошлое таким, каким оно было, поэтому построили сюжет на основе соответствия и несоответствия стратегии главного героя действиям его предка.
Но это не означает, что разработка игр полностью обходится без консультации с исследователями. Например, Age of Empires IV стремится передать понимание эпохи не только самим игровым процессом, но и контекстуальными материалами: в ходе прохождения игрок смотрит фильмы, выступающие связкой между этапами кампаний. По этой причине создатели советовались не только с историками и специалистами по средневековому оружию, но и с режиссерами документальных лент.
При этом разработчики желали отдать дань уважения различным цивилизациям и включили в число консультантов экспертов по культуре и лингвистов. Так, при разработке монгольских походов студия Relic задействовала историков, специалистов по лошадям, музыкантов и даже актеров озвучивания из Монголии. Интересно, что руководители студии Куинн Даффи и Филипп Боулл, говоря о своей игре, делают акцент не на достоверности истории как таковой, а на ее аутентичности и уникальности.
Исторические игры и современность
Видеоигры с историческим сюжетом не только знакомят игроков с прошлым, но и затрагивают настоящее. Их влияние на современность можно проследить как минимум в образовании и общественных дискуссиях.
Игры и преподавание истории
Популярность видеоигр заставляет обратить на них внимание академических историков и преподавателей. Последнее десятилетие отметилось появлением исследований не только о том, как в играх изображают прошлые события, но и о потенциале видеоигр в обучении истории.
Хотя эта идея сталкивается с практическими сложностями, большинство исследователей высоко оценивают образовательный потенциал исторических игр. Так, историк Лаура Радетич положительно отзывается о стратегиях вроде Age of Empires. Подобные игры, по ее мнению, заставляют игрока смотреть на исторический процесс с точки зрения различных причин: экономических, социальных, культурных, и требуют высокого уровня мышления, который, по ее словам, обычно не развивается на традиционных уроках истории.
Игры и общество
Жаркие споры о прошлом не раз были спровоцированы именно видеоиграми. В 2013 году Company of Heroes 2, стратегия о восточном фронте времен Второй мировой войны, вызвала шквал критики в Восточной Европе и России из-за образа Советской армии в игре. Через год во Франции выход Assassin’s Creed Unity спровоцировал дискуссию о революции 1789-1799 годов — часть французских политиков осталась недовольна изображением в игре Людовика XVI и Марии-Антуанетты как жертв революции, Максимилиана Робеспьера как злобного деспота, а парижан как кровожадной толпы. Помимо этого, широкое распространение получили дебаты о включении женщин в качестве политических и военных лидеров в одно из дополнений Total War: Rome 2 — пользователи раскритиковали это решение, обвинив разработчиков в исторической неточности.
Эти дискуссии говорят не только о запросе на достоверность видеоигр, но и об их потенциальной политической заряженности.
Источники
- Ануфриева А. «Воображаемое средневековье» в видеоиграх: синхронизация vs реконструкция
- Jeremiah McCall. Playing with the past: history and video games (and why it might matter)
- Laura Radetich. Using Video Games for Teaching History. Experiences and Challenges.
- Крепости, короли и коммьюнити: интервью с командой разработчиков Age of Empires IV