Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Юлия Бобкова

Одна из первых задач, которую решает младенец при освоении языка, — это определение, где слова начинаются и заканчиваются, то есть сегментация речевого потока. Прежде чем научиться понимать значения слов, младенцам необходимо усвоить, как выделять отдельные слова из беглой речи взрослых.

Как они могут это сделать? Лингвисты выделяют два вида подсказок, на которые могут опираться младенцы, — статистические и просодические. Давайте разберем их подробнее.

Статистические подсказки: переходные вероятности

Первый тип подсказок связан с вероятностями сочетания слогов внутри слова и на стыке слов. Работает это примерно так: младенец часто слышит слово «мама», и его мозг формирует связь, что после слога «ма» с большой долей вероятности будет идти еще один слог «ма».

А вот до слова «мама» могут звучать финальные слоги самых разных слов: «красивая», «сейчас» и другие. Следовательно, между слогами «ма» и «ма» вероятность перехода будет очень высокой, а вероятность сочетаний на стыке «я-ма» или «ас-ма» будет существенно ниже. Младенец улавливает эти статистические различия и формирует представление о границах слов (впечатляет!).

Просодические подсказки: ударение

Второй тип подсказок связан с восприятием основного типа ударения в языке. Рисунок ударения в языках различается: отличаются преимущественная позиция ударения в самом слове и общий уровень выделения ударения в речи — лексический (в каждом слове) или синтаксический (в какой-то части всей фразы). Все эти особенности влияют на механику использования этой подсказки.

Младенцы используют оба типа подсказок, но по-разному и в разное время. Поведенческие исследования показали, что способность сегментировать речевой поток активно формируется в возрасте 6–7 месяцев. С этого возраста младенцев с родителями приглашают в лингвистические лаборатории, где ученые пытаются разобраться, как именно дети начинают вычленять слова в потоке речи.

Разбираемся с опорой на ударение

Чтобы изучить механику освоения ударения как принципа сегментации, лингвисты провели исследования немецкоязычных и франкоязычных младенцев [1]. Эти языки представляют два типа ударения. Немецкий относится к так называемым stress-timed языкам — в нем ударение выделяется на лексическом уровне (то есть ударный слог выделяется по длине в каждом слове), причем само ударение в 90% слов приходится на первый слог. Французский язык относится к syllable-timed языкам — в нем ударение выделяется на синтаксическом уровне (удлиняется акцентная часть всей фразы, а не каждого слова) и нет преимущественной позиции ударения на уровне слов.

Процедура исследования была следующей: младенцам каждой языковой группы предлагали послушать звуковую последовательность из выдуманных двусложных слов типа «gaba/bugo». Каждая последовательность была записана в двух вариантах ударения — хореическом (ударение на певый слог: «GAba») или ямбическом (ударение на второй слог: «gaBA»). Исследователи регистрировали время, в течение которого младенцы внимательно слушали звуковые последовательности с каждым из типов ударения, повернув голову к источнику звука. Результаты показали, что немецкоязычные младенцы (в немецком языке ударение падает преимущественно на первый слог) предпочитали слушать хореические слоги. Младенцы, которые осваивают французский (в языке не выражено лексическое ударение), предпочтений не проявили. Эта находка подтверждает гипотезу, что уже в самом раннем возрасте дети усваивают ритмику родного языка. Но является ли она первичным инструментом сегментации слов?

Статистика VS ударение

Чтобы проверить, что первично — опора на ударение или чувствительность к вероятностной сочетаемости слогов — лингвисты провели следующий эксперимент. Англоязычным 6-7-месячным младенцам предложили послушать ряд хореических («GAba», «BUgo») или ямбических («gaBA», «buGO») выдуманных слов в течение примерно двух минут. Затем детям включали вперемежку хореические и ямбические слова или новые выдуманные «межслова» (например, «babu» — составлено из последнего слога «gaba» и первого слога «bugo») [2].

Английский язык относится к stress-timed языкам. Если бы младенцы в 6–7 месяцев опирались на ударение, то после прослушивания хореического ряда они реагировали бы на тестовые слова типа «GAba», а после ямбического ряда — на межслова типа «babu», так как для них ударный слог «BA» означал бы начало слова. Результаты оказались неожиданными: после прослушивания обеих последовательностей младенцы реагировали на одни и те же тестовые слова. То есть при восприятии речи англоязычные младенцы 6–7 месяцев уделяли внимание частоте сочетаемости слогов, а не интонационному рисунку. Ученым и ранее было известно об опоре на ударение у 9-месячных младенцев. Новое исследование 6–7 месячных младенцев показало, что статистическая обработка речи первична по отношению к ударению методом сегментации.

Вывод подтверждают результаты исследования французскоязычных младенцев 6–7 месяцев. После прослушивания аналогичного ряда двусложных слов, когда статистическая сочетаемость не совпадала с ударением, младенцы сегментировали речь на основании статистики [3].

Статистика + ударение

В какой же момент младенцы начинают использовать ударение? Согласно одним исследованиям, дети однозначно опираются на ударение уже в 8–9 месяцев. Ученые предполагают, что к этому периоду статистическое научение позволяет ориентироваться в ударении. Но даже в описанных выше исследованиях ученые замечали, что младенцы 6–7 месяцев, которые преимущественно опираются на статистику, уделяли повышенное внимание словам, в которых ударение тестовых слов было непривычным или противоречило статистике. На основании такого поведения ученые пришли к выводу, что у младенцев чувства речевой ритмики и статистики развиваются параллельно и могут использоваться одновременно даже в 6–7 месяцев, если нет противоречий.

А что же у нас?

Вооружившись опытом и результатами зарубежных коллег, ученые центра Языка и мозга НИУ ВШЭ приступили к исследованию речевой сегментации у русскоязычных младенцев. Русский язык относится к stress-timed языкам, где ударение разноместное (то есть нет преимущественной позиции как, например, в английском языке). При этом анализ данных НКРЯ и немногочисленные исследования показывают, что двусложных слов с хореическим ударением (на первый слог) в русском языке больше. Можно предположить, что русскоязычные младенцы чувствительны к хореическому ударению в друсложных словах типа «GAba», но в каком возрасте развивается эта чувствительность нам еще предстоит узнать.

Кстати, если вы знаете 6–7 месячных носителей русского языка, которые готовы внести свой вклад в науку, можете оставить заявку на участие в исследовании вот тут или поделиться этой ссылкой с официальными представителями малышей 🙂

Источники

[1] Language specific prosodic preferences during the first half year of life: Evidence from German and French infants

[2] When Cues Collide: Use of Stress and Statistical Cues to Word Boundaries by 7- to 9-Month-Old Infants

[3] Statistics as a word segmentation cue in French-learning infants