Читать нас в Telegram

Новые цифровые базы данных, связанные с историей, появляются с завидной регулярностью. Что-то полезное для себя в них могут найти не только ученые, но и учителя истории. Во-первых, там содержатся источники, которые можно использовать для исследовательских проектов школьников, а, во-вторых, привлекать эти материалы для иллюстрации изучаемых исторических событий будет интересно и непосредственно во время урока.  

«Системный Блокъ» уже писал о проекте историка Михаила Мельниченко по оцифровке дневников «Прожито» (сейчас их более 4.000). Предлагаем несколько идей, как «Прожито» могут использовать в своей работе учителя истории.

Поиск

Данный ресурс предлагает два формата поиска – по ключевым словам и по дате. И здесь можно найти как дневники известных личностей, так и простых людей, которые просто фиксировали события из своей жизни. Соответственно, это дает возможность узнать, какой была общественная реакция, например, на полет Гагарина в космос, смерть Сталина или распад СССР. Достаточно ограничить поиск нужными вам датами.

Всегда интересно узнать, что происходило в вашем регионе во время каких-то важных событий. Обращение к локальному нарративу позволит ученикам осознать, что история «творилась» не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в малых провинциальных городах. Для поиска дневников людей из вашей местности используйте в качестве ключевых слов названия населенных пунктов, географических объектов и каких-то уникальных явлений, свойственных именно вашему региону. Желательно это сделать заранее, еще в августе, чтобы понимать, какие темы вы сможете проиллюстрировать при помощи дневниковых записей.

Идеи для уроков. Важное событие

Представим, что мы хотим узнать, что писали люди о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. В поиске поочередно пишем названия городов и ограничиваемся 1945-м годом. Например, Нина Дмитриева, 28 лет:

«Тогда, в этот мой киевский месяц, в газетах было опубликовано лаконичное, в несколько строк, сообщение об атомных бомбах, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Особенного впечатления оно ни на кого не произвело. Ну, еще одна бомба, — киевлян бомбами не удивишь. Никто не почувствовал начала новой эры. Разве что высказывали удовлетворение: теперь и Япония выведена из строя, значит войне конец».

Николай Пашин, 37 лет:

«Понедельник. Т. к. самая механика новой бомбы и ее конструкция облечены пока глубокой тайной, газеты уделяют главное внимание описанию принципа изобретения, его истории и, особенно, дивных плодов, которые оно, будто бы, сулит человечеству. Однако пока эти плоды не созрели, газеты посвящают целые статьи описанию тех поистине кошмарных разрушений и несчастий, которые принесены осчасливленному человечеству новым изобретением в течение одной недели после его появления».

Можно сделать подборку цитат из дневников и распечатать для учеников (обязательно с указанием доступных биографических фактов об авторах). Если есть возможность работать с гаджетами на уроке, то почему бы не воспользоваться лишним поводом научить детей самостоятельно находить нужную информацию. Организовать работу можно в парах или по группам.

Перед началом работы попросите учеников предположить, что они прочитают в дневниках. От каких факторов могло зависеть мнение авторов об атомных бомбардировках? Например, сверху приведены слова жительницы территории, которая была оккупирована. И эта запись отличается по смыслу от почти всех остальных. Запишите эти факторы на доске (пол, возраст, место жительства, воевал или нет, уровень образования и т.п.) и вернитесь к ним позже.

Раздайте каждой группе задания, которые им будет необходимо выполнить, работая с текстами дневников. Желательно, чтобы задания отличались, иначе будет скучно слушать выступления друг друга. В примере про атомные бомбардировки это могут быть такие вопросы:

— Подтвердились ли ваши предположения о том, как люди в СССР отреагировали на новость о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки? Проиллюстрируйте ответ цитатами.

— Какая информация о бомбардировках была доступна населению СССР? Из каких источников? Какова была официальная позиция по этому вопросу?

— Как менялось отношение к бомбардировкам по прошествии времени? Предположите, с чем это было связано.

— Найдите дневники, в которых есть записи в августе 1945 года, но нет упоминания бомбардировок. О чем пишут авторы? Много ли таких дневников?

— Осознавали ли люди опасность атомного оружия? Проиллюстрируйте ответ цитатами.

Кроме ответов на вопросы, можно также предложить ученикам сделать творческие задания на основе дневниковых записей, например, подготовить небольшой документальный спектакль, добавив цитаты из официальной советской печати.

Идеи для уроков. Локальная история

Обратимся к более конкретному примеру: что можно сделать на уроке на основе одного отдельного дневника. Михаил Николаевич Артамонов (1907-1988 гг.) вел записи во время поездки из Омска в Обдорск (Салехард) в 1922 году. Его дневник дает богатый материал для изучения быта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сразу после Гражданской войны.

Пятнадцатилетний Михаил описывает в основном многочисленные случаи обмена товаров, который осуществляет его отец. Можно попросить детей представить этот бартер в виде таблицы и дальше работать уже с ней. Слева указано, что получал отец в обмен на товары из правой колонки (в тексте вес указан в фунтах и пудах, дополнительное задание ученикам – перевести в килограммы):

Такая наглядность дает очень хорошее представление о послевоенной экономике в ХМАО. Во-первых, очевидно, что отец Артамонова запасся в дорогу спичками и иголками не просто так: он знал о дефиците промтоваров на Севере, а в условиях гиперинфляции работал только бартер. Деньги же упоминаются крайне редко:

30 сентября. Утром папа продал последние 5 фунтов орехов по 400 тыс. – на 2 млн. (…)

1 октября. Утром папа пошел получить хлеб и отправил в Омск телеграмму за 1.400.000 руб.

Помимо дефицита промтоваров, видимо, не хватало и хлеба:

12 сентября. «Рано утром в 7 часов были в селе Троицком, около 10 часов останавливались для поправки сигналов. Раздался третий свисток, и пароход отошел от баржи, и я остался на нем до села Белагорье, где мы пошли торговать у одной старухи. Выменяли нельму фунтов на 10 за 3 фунта хлеба и туесок картошки за 2 иголки, и щуку, сырка и 2 чебака за 6 иголок».

Всего несколько дневниковых записей дают представление об экономической ситуации и о последствиях Гражданской войны в регионе. Видно, что благодаря дарам природы (шишки, рыба, ягода) местные не голодают. Можно дать задание: составить их приблизительное недельное меню. 

Можно на гугл-карте отметить маршрут и добавить описания из дневника – что происходило в каком населенном пункте. Можно посмотреть на сайте Северречфлота, сколько времени сейчас занимает перемещение между данными городами и селами и сравнить с тем, что указано в дневнике. Почему водный транспорт в то время перемещался так медленно? Периодически они плыли на барже, но и пароходы не отличались скоростью: речной флот устарел, а в условиях Гражданской войны, конечно, было не до его обновления.

Еще одно интересное задание: попросить учеников предположить, где работал отец Михаила и в чем заключалась его служебная командировка в Обдорск. (В тот период он был преподавателем Высшей военной школы Сибири и 1-й школы Комсостава ЧОН (частей особого назначения), до этого – генерал царской армии, воевавший за Колчака и впоследствии перешедший на сторону «красных»). Для этого можно также составить таблицу:

4 августа Вечером у нас был концерт
5 августаПапа ушел на заседание
6 августаОсматривали Тобольск с курсантами
14 августаБерезов. С музыкой пошли в народный дом. Там говорили речи
15 августаОсматривали остяцкий чум
16 августаОбдорск. Концерт в народном доме
17 августаСегодня вечером опять был концерт
19 августаСегодня утром был парад и после этого вручение знамени от всех Обдорских организаций и от инородцев остяков и самоедов в школе ЧОН. Через час после этого было чаепитие в народном доме, причем каждому выдали по оленьей шкуре. Вечером был концерт тоже в народном доме (концерты и концерты-митинги упоминаются практически каждый день далее)
20 августаСегодня днем делали раскопки древних остяцких могил
23 августаСегодня утром папа пошел за город на съемку
28 августаУспение. Утром мы встали, умылись и пошли в церковь. Там стояли до часу дня
31 августаНаша школа и музыканты пошли встречать пароход, так как там должен был приехать начальник школы Пранковский
1 сентябряСегодня сверху приехал пароход «Урал». Днем начался суд над восьмью [бичами] или как их тут называют бандитами

На самом деле, нельзя сказать со стопроцентной уверенностью, в чем состояла цель командировки. Николай Артамонов сопровождал курсантов Высшей военной школы Сибири, которые по пути занимались осмотрами музеев и организацией концертов для местных жителей, так что, скорее всего, это было что-то вроде агитбригады. На Ямале советская власть еще не укрепилась, и, вероятно, было решено провести такую пропагандистскую работу.

С другой стороны, они могли оказывать более практическую помощь местным советским комитетам по укреплению власти: недаром в дневнике упоминаются суд над бандитами и десять арестованных, которых привели на пароход в Березове на обратном пути. «6 из них будут расстреляны», — пишет Михаил в своем дневнике. Возможно, задачей курсантов было конвоирование неких контрреволюционных элементов.

Дневник Михаила Артамонова, на первый взгляд, представляет собой скучное перечисление бартерных успехов его отца, но если предложить ученикам копнуть глубже, организовать и визуализировать информацию, то можно составить достаточно подробную картину повседневной жизни в Югре после Гражданской войны: невероятная гиперинфляция (телеграмма за 1,4 миллиона, лампочка за 500 тысяч), дефицит товаров легкой промышленности и активная кампания по установлению советской власти с концертами-митингами и судами над бандитами.

Использование подобных дневников может превратить урок в исследование, требующее развития и применения различных навыков – от умения анализировать информацию и мыслить критически до применения знаний из других дисциплин, например, экономики и информатики (если делать гугл-карту с маршрутом). Для ХМАО также актуально показать ученикам, что история округа началась не с нефтегазовым освоением региона. Здесь шли бои во время Гражданской войны, многие населенные пункты (Сургут, Березов, Обдорск) были вовлечены в Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921-1922 гг.

В публичном пространстве городов Югры эти события практически никак не представлены. Монографии есть, и они достаточно интересные, но практически неизвестные за рамками круга исследователей. К счастью, есть проект «Прожито» и другие цифровые архивы и базы данных, которые дают возможность узнать о прошлом практически “из первых рук”.