Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Ксения Здоровец

Прежде чем говорить о хакерах и хакершах в кино, вспомним историю самого явления и его знаменитых представителей обоих полов.

Кто был первым хакером?

Пионером хакинга принято считать Джона Дрейпера по прозвищу Капитан Кранч, который действовал в конце 60-х — начале 70-х годов в Нью-Йорке. Взламывал он не компьютеры, а… телефоны. Делал он это с помощью пластмассового свистка, который прилагался в качестве игрушки к коробке хрустящих завтраков, в честь которых Дрейпер и получил своё прозвище.

Дрейпер и тот самый свисток. Источник: Privacy PC

С помощью свистка Капитан издавал звук частотой в 2 600 Hz. Именно этот тон использовался в телефонной сети, чтобы маркировать конец звонков на дальние расстояния — например, международных. Услышав его, система считала, что звонок завершён, и переставала начислять за него оплату, при этом не прекращая сам сеанс связи. Таким образом Капитан мог продолжать разговор бесплатно.

А вот уже первым цифровым хакером стал Роберт Моррис в 1989 году. Как он сам утверждал, он не хотел никому навредить, а лишь использовал вирус-червь, который написал годом ранее в Корнуэльском университете, чтобы продемонстрировать уязвимость его сети. Однако эксперимент вышел из-под контроля. Благодаря изъяну в коде червь стал размножаться и нанёс серьёзный ущерб.

Одна из первых женщин-хакеров, Сьюзен Хэдли по прозвищу Гром, также начинала со взломов телефонов, правда, на другом конце Америки — в Южной Калифорнии. Позже вместе с легендарным Кевином Митником по прозвищу Кондор они взламывали компьютеры голосовой почты Pacific Bell, заставляя людей раскрывать личные данные. При этом искусство хакинга они сочетали с мастерством общения, навыками убеждения и манипуляции.

Хакеры в кино

Когда мы думаем о фильмах про хакеров, то в первую очередь представляем 90-е и 2000-е: фильмы Вачовски — от «Связи» до «Матрицы», «Хакеры» с дуэтом Джонни Ли Миллера и Анджелины Джоли, «Пароль “Рыба-меч”». И даже не подозреваем, что первый образ мужчины-хакера появился в кинематографе ещё в далеком 1969 году.

В оригинальной версии фильма «Ограбление по-итальянски» (другое название — «Итальянская работа», The Italian Job) одной из самых запоминающихся сцен фильма стала гигантская пробка, которая образовалась благодаря тому, что нанятый в банду хакер Саймон Пич взломал компьютер, контролирующий работу светофоров.

Кадр из фильма «Ограбление по-итальянски»

Этот элемент сюжета был позднее воспроизведён и в ремейке фильма 2003 года: там хакер не только контролирует систему светофоров, но и вычисляет нужный грузовик среди трёх идентичных, измеряя по видео степень сжатия колёсных рессор у каждого автомобиля.

Сложнее дело обстояло с женщинами-хакерами. Первые фильмы, где девушки хотя бы просто используют компьютер, появились только к концу 80-х гг. Так, в картине Defence Play 1988 года девушка вместе с другом пытались с помощью компьютера найти доказательства невиновности полковника, подозреваемого в убийстве военного инженера. И только в 90-х возник образ хакерши. Каким он был?

Андрогинность, латекс и взгляд исподлобья: женщины-хакерши в кино

Фильм «Хакеры» 1995 года — не только первая главная роль для Анджелины Джоли, но и первая картина, где главной героиней становится женщина-хакер. Тогда же закладываются и первые визуальные каноны образа хакерши: андрогинность, короткие волосы, макияж «смоки айс» и пространство для интерпретации сексуальности героини.

Анджелина Джоли в фильме «Хакеры»

Также говоря о женщинах-хакерах, нельзя не упомянуть образ Тринити в трилогии Вачовски «Матрица». Ведь именно этот фильм во многом предопределил развитие кинематографа в XXI веке.

К короткой стрижке и андрогинной красоте героини здесь добавляются латексные и кожаные костюмы, вдохновлённые японской модой и анимацией. А также мастерское владение боевыми искусствами и умение управлять практически любыми видами транспорта. А вот использование компьютеров и сам хакинг отходят на второй план.

Кадр из фильма «Матрица»

В 2000-х годах компьютеры выходят из категории сложных инструментов для учёных и гиков и становятся всё более массовыми. Для многих профессий появляется обязательное требование владеть компьютером хотя бы на базовом уровне. Многие покупают их домой не только для работы, но и для развлечений.

Несмотря на это, фильмов с женщинами-хакерами в главной роли по-прежнему немного. Например, в фильме «Пароль “Рыба-меч”» Холли Берри лишь косвенно связана с хакерством. А её основная миссия — свести главного героя, более опытного хакера, с новым заказчиком. Образ героини при этом сексуализирован: вместо мешковатой андрогинной одежды она носит короткие платья, а в одной из сцен даже появляется топлес.

Кадр из фильма «Пароль “Рыба-меч”»

И только в 2011 году происходит триумфальное появление женщины-хакера в кинематографе — выходит фильм «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера. Здесь хакерша — уже не просто персонаж, который помогает мужчинам в выполнении их важной и основной для сюжета фильма задачи, как было в той же «Матрице». Это ключевая фигура, на которой держится фильм.

Из нововведений образа: этой героине до мужчин подчёркнуто нет дела. К внешним же атрибутам стиля, помимо кожи, короткой стрижки и «смоки айс», Финчер добавляет многочисленный пирсинг и футболку группы Nine Inch Nails.

Героиня фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Женщина-хакер: новое прочтение образа

В 2023 году вышел сериал «Убийство на краю света», в котором персонаж Эммы Коррин — детектив-любитель Дарби Харт, которую пригласили отдохнуть в уединённом отеле в Исландии. Через какое-то время выясняется, что отелем полностью управляет искусственный интеллект и здесь одно за другим происходят убийства постояльцев. Чтобы выжить самой и спасти других, Дарби вынуждена вновь взяться за работу и взломать умную и опасную систему. Она самостоятельна, уверена в себе и умна. Ей не нужны мужские персонажи, чтобы начать действовать.

Образ Дарби, за исключением тёмного макияжа, продолжает знакомые традиции: короткая стрижка, крашеные волосы, пирсинг, удобная одежда оверсайз и гендерная флюидность.

Кадр из сериала «Убийство на краю света»

Есть ли будущее у героинь-хакерш в кино?

Кинематограф следует за реальным миром, показывая актуальные тенденции, а то и предугадывая их. Сегодня IT и интернет становятся местом, где гендерное неравенство активно сокращается. Уже 33% работников IT-компаний — женщины, и очевидно, эта цифра будет продолжать расти. В блогерской среде ситуация и вовсе зеркальная — 70% женщин-блогеров и всего 30% парней. Такой тренд просто не сможет пройти незамеченным для киноиндустрии. А это значит, что ждать новых фильмов про хакерш и женщин в IT придётся не так долго. Посмотрим, как изменится их визуальный образ и характер в новых проектах.