Новый DeepSeek-V3.1
Компания DeepSeek представила обновление своей большой языковой модели DeepSeek-V3.
Разработчики фокусировались на развитии агентных возможностей: способности модели автономно выполнять задачи на компьютере. О важности агентов в развитии ИИ мы писали в предыдущем дайджесте.
Архитектура модели осталась прежней, но теперь нет разделения на «рассуждающую» и «быструю» версии — DeepSeek-V3.1 объединяет оба режима. В режиме рассуждений она показывает те же результаты в тестах по математике и программированию, что и предыдущая версия, но генерирует более лаконичные промежуточные размышления. Другими словами, разработчики ускорили модель без потери качества.
Стоимость доступа к API незначительно выросла, однако DeepSeek-V3.1 по-прежнему остается самой дешевой из сопоставимых моделей. Веса модели опубликованы в открытом доступе под лицензией, разрешающей коммерческое использование. Попробовать модель можно через официальный сайт и мобильное приложение. Подробнее о DeepSeek и работе с ним мы рассказывали ранее.
Почему это важно?
LLM от DeepSeek популярна как среди энтузиастов, так и среди широкой аудитории. Подробная техническая статья о DeepSeek-R1 открыла open-source сообществу простой и надежный метод обучения рассуждающих моделей, аналогичных закрытой o1 от OpenAI, что значительно сократило разрыв между проприетарными и открытыми LLM.
Данные, генерируемые моделями DeepSeek, активно используются для обучения других моделей. По слухам, ими пользуются не только независимые разработчики и небольшие компании, но и крупная французская ИИ-компания Mistral.
Grok-2 выложили в открытый доступ
Лаборатория xAI Илона Маска выложила в открытый доступ веса и код LLM Grok-2.5, выпущенной в прошлом году.
Grok-2.5 имеет на архитектуре Mixture-of-Experts: во время генерации, в зависимости от запроса пользователя, используется лишь часть параметров. Всего в модели 270 млрд параметров, из которых активно 62 млрд. Для сравнения, у сопоставимой по размеру open-source модели Qwen3 при работе задействуется почти втрое меньше параметров, что значительно сокращает время отклика.
По качеству Grok-2.5 сопоставима с флагманскими моделями прошлого года. Модель доступна для коммерческого использования, однако ее нельзя применять для улучшения других языковых моделей — например, нельзя обучать на данных, сгенерированных Grok-2.5.
Почему это важно?
Grok-2.5 не является лидирующей LLM с открытыми весами по соотношению размер/качество, однако сам факт публикации в открытый доступ устаревшей, но все же флагманской модели от одной из самых больших ИИ-лабораторий примечателен. Для сравнения: OpenAI так и не выложила веса GPT-3, вышедшей в 2021 году, несмотря на большое количество запросов со стороны сообщества. Маск также пообещал выложить Grok-3 в открытый доступ через шесть месяцев.
Genie 3 генерирует интерактивные миры
Лаборатория Google DeepMind представила третье поколение модели Genie. Это семейство относится к так называемым «моделям мира» (world models) — системам, которые симулируют физику реального или игрового пространства.
Genie 3 по текстовому описанию создает виртуальную сцену, в которой можно свободно перемещаться в реальном времени (24 кадра в секунду, разрешение 720p) с помощью клавиатуры. Сцена сохраняет целостность несколько минут благодаря «визуальной памяти» модели примерно на минуту: например, если пользователь окрасит часть стены, уйдет, а затем вернется, стена останется окрашенной.
Помимо обычного управления доступны «события по запросу» (promptable world events). Во время сессии можно менять мир командами вроде «сделай дождь», «добавь лодку на озеро» или «сделай ночь» — при этом изменения происходят без перезапуска сцены.
Genie 3 способна порождать самые разные окружения и физические явления: физику жидкости, света, природные локации (лес, озеро, волны), городские сцены и стилизованные игровые миры.
Предыдущие версии были менее стабильны во времени, поддерживали только короткие симуляции (до 20 секунд) и имели ограниченную интерактивность.
Почему это важно?
У «моделей мира» множество применений:
- Генерация обучающих данных для роботов и автономных систем. Например, можно создать сотни часов симуляций приготовления еды и использовать их для обучения робота или сгенерировать редкие дорожные ситуации для тренировки беспилотных автомобилей.
- Использование в связке с языковыми моделями, которым сложно рассуждать о физике. LLM может преобразовать вопрос пользователя в запрос к модели мира, получить симуляцию и извлечь из нее ответ.
- Замена сложных физических расчетов. Иногда точное вычисление по формулам слишком трудоемко, а достаточно точная симуляция позволяет получить результат быстрее и дешевле.