С помощью методов цифрового литературоведения можно увидеть скрытые закономерности и лучше понять художественное своеобразие литературных произведений. Проанализируем и визуализируем роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», используя методы сетевого анализа и анализа тональности текста (сентимент-анализа).
Социальная сеть персонажей
Сетевой анализ — популярное направление, позволяющее легко и наглядно отобразить сложные взаимоотношения между героями. Построим социальную сеть главных героев романа и представим ее в виде графа — сетевой диаграммы.
Узлы графа — главные герои романа. Ребра — связи между ними. Сеть основана на взаимодействии персонажей друг с другом: чем теснее связаны между собой персонажи, тем короче будет ребро между ними. Близость между персонажами определяется количеством предложений, в которых персонажи появляются вместе, и их взаимодействиями: если один персонаж совершает действие, разговаривает с другим, упоминает его в своей речи и т.п., то момент соприкосновения между ними фиксируется. Сумма этих контактов и обозначает степень связанности между персонажами.
Хорошо видно, что персонажи распределены по сюжетным линиям романа. Явно выделяются три персонажа-посредника: Иешуа, Левий Матвей и Пилат, которые соединяют две сюжетные линии. Главный из этой тройки — Пилат. Именно он выступает одним из главных действующих лиц в Ершалаиме, и именно о нем говорят и главные герои во время событий в Москве. Без него система персонажей романа развалится на две обособленные и самодостаточные части.
Персонажи московских глав расположены слева, а библейских — справа. Группа московских героев более многочисленна. В ней выделяется компактный блок персонажей, связанных с Варьете (Римский, Варенуха, Берлиоз и Степа Лиходеев). Менее значимые персонажи (Низа, Каифа, Босой) оказались на периферии, связи у них более разреженные, что логично: они вступают во взаимодействие редко и с очень малым кругом других персонажей. Мастер и Маргарита, напротив, очень плотно вплетены в клубок событий, связанных с Воландом и его свитой. Иван одновременно связан и с теми, и с другими.
Распределение персонажей в романе
Далее построим диаграмму рассеяния, своего рода «рентген» текста романа, на которой видно распределение персонажей по сюжету.
На оси Y этой диаграммы сверху вниз размещены основные персонажи, исходя из частоты их появления в тексте. А вдоль оси X находятся упоминания соответствующих персонажей по ходу повествовании. Черточки рядом с именем персонажа, складывающиеся в линию, соответствуют местам его упоминаний в тексте.
Чтобы построить эту диаграмму, представим текст романа как список слов, идущих друг за другом в том же порядке, в каком их расположил автор. Места, где происходит разделение на главы, помечены серыми вертикальными линиями.
Далее представим текст романа как вектор, равный по длине числу слов в романе. Если в конкретном месте романа есть упоминание соответствующего персонажа, то там ставится значение 1, а если нет, то 0.
На диаграмме наглядно видно, как чередуются между собой основные сюжетные линии персонажей, как московские главы сменяются библейскими и наоборот. Заметно также, как внимание автора перешло от линии Иван — Воланд к линии Воланд — Маргарита.
Также обратим внимание и на населенность текста героями. По населенности глав можно судить о напряженности текста и местах его кульминации. Наибольшее количество персонажей собрано в главах 23 и 24, где описывается бал Сатаны и извлечение Мастера, а затем в главах 25 и 26, где описывается подготовка убийства Иуды и погребение Иешуа. Писатель последовательно строит кульминации обеих сюжетных линий. После них происходит спад и переход к развязке.
Анализ сюжета
Сюжет романа мы будем исследовать с помощью анализа тональности текста (сентимент-анализа). Этот метод поможет увидеть динамику сюжета и смену настроений.
В данном случае сентимент-анализ опирается на выделение восьми «основных» эмоций человека — это гнев, ожидание, радость, принятие, страх, удивление, грусть и отвращение. Каждую из этих эмоций можно назвать разными словами, имеющими положительную или отрицательную окраску. Понять, какие слова соответствуют каким эмоциям, помогли исследования социальных сетей, в которых соотносились эмоциональные пометки к посту и содержание поста и комментариев. Слова смех, добрый, любить и т.п. имеют положительную окраску, а слова плакать, слезы, грязь, дьявольский и т.д. несут отрицательное значение. Таким образом, проанализировав, какие и как эмоционально окрашенные слова представлены в тексте, можно предположить эмоциональное состояние читателя этого текста.
Разделим роман на 100 отрывков одинаковой длины и подсчитаем, сколько положительных и отрицательных слов в каждом из них.
В тексте романа преобладают то положительные, то отрицательные слова. Но чтобы определить, какие эмоции преобладают в романе и как движется сюжет, необходимо сделать еще несколько преобразований.
На рис. 4 показана разница между количеством слов с положительным и отрицательным значением: каких слов больше в какой главе.
Видно, что в первой главе преобладают положительные эмоции, а во второй, где описывается допрос, резкое падение вниз. Также заметен провал в 16 главе — это глава, в которой казнят Иешуа.
Далее выведем кривую общего настроения романа. Представим, что начало романа никак не окрашено эмоционально и равно нулю. Прибавим к нему ту разницу в количестве положительных и отрицательных слов, которую мы вывели в прошлом преобразовании и изобразили на рис. 4. Проделаем эту операцию последовательно со всеми значениями: каждое полученное значение будем запоминать и прибавлять к нему следующее. При этом будем учитывать знак — «+» или «-», т.е. положительная или отрицательная эмоция имеется в виду. В итоге увидим, как меняется эмоциональная окраска текста на протяжении всего романа.
Пройдемся по главам романа, отслеживая, как соотносятся между собой движение полученной кривой и развитие сюжета.
В первой главе — умеренно положительный настрой. Затем автор рассказывает о допросе и пытках Иешуа, смерти Берлиоза и погоне Ивана за Воландом и его свитой, что приводит к резкому падению настроения. Небольшой просвет есть в момент, когда Иван приходит к Грибоедову, но затем снова начинает преобладать негатив вплоть до успокаивающего разговора с профессором (глава 8).
Далее, в 10-й и 11-й главе, сюжет идет ровно, рассказывая о серии проделок нечистой силы в Москве, о расколе Ивана. Но потом, когда в 13-й главе романа появляется главный персонаж, Мастер, настроение снова идет вверх. Автор рассказывает о любви и совместной жизни Мастера и Маргариты, однако этих положительных эмоций недостаточно, чтобы преодолеть общую негативную тенденцию — кривая так и не доходит до отметки выше 0. Затем Мастер оказывается в плену своих страхов и сомнений, происходит расставание героев.
В 15-й главе наблюдается небольшой застой сюжета, связанный с выходками злых сил в Варьете и сюжетом о сне Босого. В 16-й главе, описывающей казнь Иешуа, видим резкий эмоциональный спад. Затем тональность колеблется между позитивом и негативом — в следующих главах описываются неудачливые посетители «нехорошей квартиры», а зарисовка о профессоре Кузьмине с животными трогает наше сердце.
В 19-й главе снова появляется Маргарита и настроение снова падает: героиня несчастна, она страдает. В главах 20-й и 21-й Маргарита встречается с Азазелло и настроение вновь повышается: появляется надежда на перемены. Маргарита вымещает свой гнев на группе ненавистных критиков (снижение) и испытывает восторг от полета.
В 22-й и 23-й главах наблюдается устойчивый рост положительных эмоций вплоть до завершения бала Сатаны. Затем в главе 24-й сюжет застаивается при выполнении мнимых просьб о Фриде и истинных о Мастере. После этого в 25-й главе, во время беседы прокуратора с Афранием, происходит эмоциональный подъем, за которым следует спад во время погребения Иешуа в 26-й главе. Взлет и падение сюжета в главе 27 соотносятся с расследованием и стрельбой в «нехорошей» квартире. Затем следует еще один застой, опять же связанный с рассказом о проделках Коровьева и Бегемота. Глава 29 начинается с положительного решения судьбы Мастера и Маргариты (подъем), а заканчивается разговором о разрушениях в городе (снижение). В 30-й главе снова происходит небольшой подъем — в начале главы рассказывается о мирной жизни главных героев, позже появляется Азазелло, отравивший писателя и его возлюбленную. После оживления героев и их визита к опечаленному Ивану Бездомному начинается финальный и непрерывный подъем к успокаивающему эпилогу.
Роман чрезвычайно разнообразен по своим настроениям и кривая эмоциональной динамики сюжета хорошо соотносится со смыслом и содержанием романа. Хотя роман и имеет положительную динамику в конце, он все же не выбирается в плюс: слов с отрицательной эмоциональной окраской оказалось больше, и сцена с допросом в начале очень сильно влияет на всю тональность романа.
Развитие сюжета романа связано с действиями героев: погоней Ивана за Воландом, переживаниями Пилата и его попытками изменить настроение толпы и спасти Иешуа или наказать Иуду, желанием Мастера и Маргариты сохранить любовь и счастье. В эпизодах с активными злыми силами — приобретение и конец «нехорошей квартиры», контакты свиты Сатаны с горожанами и др. — основной сюжет стагнирует. Эти отступления позволяют автору говорить о нравах и быте Москвы 30-х годов.
Анализ основных эмоций
Проанализируем, как представлены в романе основные эмоции.
За основу возьмем дихотомии слов с противоположной эмоциональной окраской: принятие — отвращение, гнев — страх, радость — печаль, принятие — отвращение, удивление — настороженность, любовь — раскаяние, оптимизм — разочарование и т.п. Подсчитаем количество слов с соответствующими эмоциональными окрасками, выделим разницу между ними и построим соответствующие кривые. Таким образом мы поймем, как попарно соотносятся противоположные эмоции и их производные.
Роман полон надеждой (ожидание), доверием и открытостью миру (принятие). Любовь явно преобладает над разочарованием, несмотря на небольшой спад в начале. Начинаясь тревожно, пессимистично, несмотря на общее печальное настроение, «Мастер и Маргарита» все-таки остается жизнеутверждающим и оптимистичным произведением. Гнев и агрессия уступают место подчинению. В романе почти нет злобы, но много страха и трепета, что соответствует настроениям в Москве 30-х годов.
«Мастер и Маргарита» — сложный и противоречивый роман, привлекающий много читателей, вызывающий множество споров и разных оценок. Методы компьютерного анализа и визуализации помогают увидеть роман целиком, взглянуть на него с непривычной стороны и, возможно, найти новые необычные смыслы.
Редактор: Анна Мурашова
Источники
- NRC Word-Emotion Association Lexicon.
- COMPUTER ANALYSIS OF THE NOVEL “MASTER AND MARGARITA” BY M. A. BULGAKOV Ivan A. Smirnov,Yu. A. Kuperin, L. A. Dmitrieva., Russia