Человеку захотелось поговорить с роботом уже к середине прошлого века: в 1950 году Айзек Азимов выпускает сборник рассказов «Я, Робот» вместе с тремя законами робототехники, и в этом же году Алан Тьюринг публикует статью «Вычислительные машины и разум», где предлагает свой знаменитый тест.
Воображение подстегивает науку и наоборот, так что первая беседа компьютера с человеком состоялась уже в 60-х. Джозеф Вейценбаум, на тот момент уже профессор Массачусетского технологического института, в 1963 году создает что-то вроде языка программирования SLIP, на основе которого через три года пишет Элизу (названа в честь Элизы Дулитл из пьесы Шоу, которая тоже обучалась правильной речи). Она и считается теперь первым виртуальным собеседником.
Элиза (ELIZA)— этакий психотерапевт, причем клиент-центрированный*. Пользователь делится с ней своей проблемой, и она начинает задавать уточняющие вопросы, используя фразы клиента.
У современного пользователя было бы много претензий к Элизе. И Вейценбаум бы их поддержал. Он был совершенно обескуражен тем, как первые собеседники Элизы, в том числе секретарь профессора, просили его покинуть комнату, чтобы они могли поговорить с программой наедине. С программой, которая просто разбивала предложение собеседника на части речи и возвращала их ему так, чтобы создавалась видимость разговора. В отличие от своей литературной тезки Элиза не может обучаться в процессе беседы. Чтобы как-то изменить ее манеру общения, нужно напрямую дополнять программу.
Тем не менее 50 лет назад Элиза стала сенсацией. Из МТИ она разошлась по другим исследовательским центрам, и ни один разговор на все более популярную тему искусственного интеллекта не проходил без упоминания Элизы как начала чего-то грандиозного.
Сам Вейценбаум был озабочен такой славой своего детища, профессор считал его относительно примитивной программой. Впоследствии создатель первого виртуального собеседника занялся пропагандой социальной ответственности в науке и критикой искусственного интеллекта.
В 1976 году Вейценбаум, вдохновленный и направленный ведущими социологами и гуманистами, среди которых Льюис Мамфорд и Ноам Хомски**, опубликовал книгу «Возможности вычислительных машин и человеческий разум». В ней он выразил идею о том, что даже если возможно создать настоящий искусственный интеллект, человечество никогда не сможет доверить ему принятие важных решений, потому что ему всегда будет не доставать исключительно человеческих качеств — сопереживания и мудрости.
Поразив многочисленных собеседников, Элиза скоро ушла в прошлое. Уже в 1973 году Дон Дэглоу, будучи студентом колледжа, за две недели написал улучшенную версию Элизы, которую профессор МТИ писал два года. После бота-психотерапевта было много других ранних программ, работавших по тому же принципу. SHRDLU передвигал воображаемые фигуры по запросу своего собеседника. PARRY, которого создал в 1972 году психиатр Кеннет Колбай, в противоположность Элизе моделировал пациента с паранойей и шизофренией. Racter (1984) выдавал во время разговора невероятные истории, собранные из шаблонов и ключевых слов беседы.
Все же создание Элизы и сейчас считается важным событием в истории «говорящих» машин. Оказалось, что с компьютером можно побеседовать (а насколько реалистично — скорее вопрос времени и проработанности программы) и что все же есть кому проходить тест, который еще за 15 лет до рождения Элизы предложил Алан Тьюринг.
Прошло несколько десятилетий прежде чем был сделан еще один шаг вперед и появились более-менее обучаемые чат-боты. Но начало было положено.
* Клиент-центрированная психотерапия была предложена Карлом Роджерсом в 40х годах и предполагает, что клиент — сам себе эксперт. Задача терапевта: помочь пациенту ненавязчивыми вопросами.
** Льюис Мамфорд — американский социолог, историк, философ техники. Рассуждал о влиянии неизбежного развития новых технологий на человечество и «человеческое» (спойлер: влияние пагубное). Ноам Хомски — американский лингвист и философ — основал когнитивистскую теорию в лингвистике, выдвинул идею, согласно которой способность человека говорить врожденна и инстинктивна. Не верит в будущее ИИ.