Диджитал-арт — относительно новое направление в современном искусстве. Сюда относят художественные произведения, перенесенные в цифровую среду или изначально созданные с применением компьютерных технологий. Так, например, творят художники из Токио Кеничи Йонеда (Кинд) и Ю Мияшита. Серия видеоработ «Expressions» — это поиск границ между цифровыми алгоритмами и эстетикой ручной работы.
Их материал — это цифровые данные, позволяющие имитировать пятна краски на холсте. Название «Expressions», с одной стороны, является аллюзией на экспрессионизм, а с другой (как предпочитает думать Кинд) — это физическое действие, вытеснение чего-либо под давлением (от англ. expression — выражение, выдавливание).
Видео под названием «Ускоренная экспрессия» или «Ускоренное вытеснение» — кульминация их экспериментов с изображениями. Фигуры появляются как бы из пустоты, чтобы преобразиться в освещенном пространстве.
Значительную роль здесь играет освещение. Замысловатая игра света с тенью превращает видимые контуры в пейзажи. В итоге движущиеся картинки напоминают рельефную местность, солнечный свет или даже взрыв.
Их деятельность можно отнести и к перформативному искусству, поскольку изображения создаются в режиме реального времени, а видео после никак не редактируются. After Effects используется только для добавления звука и кодирования изображения. Музыка, кстати, тоже имеет особое значение: написанная специально для видео, она создает атмосферу и оживляет эти образы, придает форме динамику. Поэтому художники рекомендуют просматривать видео в наушниках.
Их цель — как можно ярче изобразить движение времени и пространства в стереоканале. Появляются отсылки к документальному фильму Годфри Реджио «Коянискацци: Жизнь вне баланса» о взаимодействии человека, природы и технологий. Эти две работы объединяет угол обзора — камера, снимающая с верхней точки. Разве что только «Коянискацци» — это время, запечатленное в крупном масштабе (с его реалистичными пейзажами и ландшафтами), а «Expressions» — в микроскопическом.
Технологии проникают во все сферы человеческой жизни, и диджитал-арт становится все более востребованным. До недавнего времени критики его не признавали, однако теперь музеи и галереи цифрового искусства открываются по всему миру.
И все же не стоит рассматривать диджитал-арт исключительно с позиции его цифрового происхождения. Любое произведение искусства — это решение определенной художественной задачи. Поэтому не столь важно, каким материалом пользовался художник для написания картины — будь то краски или набор операций, записанных двоичным кодом.
Источник: Expressions – Paint and pixel matière at micro-scale