Бить тревогу из-за предполагаемой оптимизации в музее начала Международная ассоциация библиотек и музеев в сфере исполнительских искусств SIBMAS. Организация разместила петицию с требованием пересмотреть планы музея в отношении департамента, который отвечает за обширный пласт архивов и артефактов театрального и перформативного искусства с 16 века до наших дней. В SIBMAS опасаются, что с утратой департамента существование уникальной коллекции мирового искусства окажется под угрозой, а целый штат сотрудников особенно пострадавшей из-за коронавирусных ограничений сферы культуры — без работы.
Коллекция театрального искусства и перформанса появилась в Музее Виктории и Альберта в 1920-х благодаря английскому драматургу и актрисе Габриэль Энтховен. Она пожертвовала свой личный архив театральных афиш, программ, памятных вещей и фотографий, которые и стали основой экспозиции. В дальнейшем коллекцию пополняли рукописями, снимками, книгами, костюмами, аудио- и видеозаписями и редкими театральными реликвиями, которыми делились труппы, режиссеры и частные коллекционеры.
Отдел не ограничивается только театром — исследуются также танец, опера, цирк, поп и даже рок-музыка, причем в фокусе не только Великобритания. Так, в собрание входит обширная коллекция русского театрального искусства, среди которых работы Н. Рериха, Л. Бакста, М. Ларионова, эскизы декораций и костюмов к Дягилевским антрепризам. Здесь можно найти и личные архивы великих: Генри Ирвинга, Вивьен Ли, Питера Брука и других.
Наше время задокументировано субкультурными явлениями. Например, в коллекции есть известный постер Джейми Рида для панк-группы Sex Pistols c изображением Елизаветы II, и сценические костюмы Мика Джаггера, Игги Попа, Принца и других знаковых деятелей эпохи.
1 апреля Музей Виктории и Альберта в официальном ответе Ассоциации объяснил, что потери из-за пандемии ставят под удар все направления работы институции. В заявлении сказано, что за прошедший год посещаемость музея составила лишь 10% от стандартной нормы, а в этом году она в лучшем случае дотянет до 25%.
«Для музея, который в большей степени полагается на собственные доходы, эта ситуация привела к структурному дефициту в 10 миллионов фунтов стерлингов, а это, в свою очередь, требует серьезной оптимизации на всех уровнях», — говорится в заявлении.
Музей входит в 20-ку самых посещаемых музеев мира. Ему уже пришлось сократить время работы до пяти дней в неделю, серьезно пересмотреть бюджет на закупки, изменить состав совета директоров и сократить персонал галерей, розничной торговли и отделов коллекций. Согласно документу, даже государственная поддержка не уберегла музей от таких радикальных мер.
До 2007 года собрание хранилось в Театральном музее в Ковент-гардене. Из-за нехватки средств музей закрыли, а коллекцию переместили в Музей Виктории и Альберта в Кенсингтоне. SIBMAS подчеркивает: еще тогда музей пообещал общественности, что коллекция и сформированный отдел театральных и перформативных искусств будут процветать в своем новом доме. Но надежд, кажется, мало: помимо него под угрозой находится еще и Национальная художественная библиотека — одна из крупнейших библиотек в мире по изобразительному и декоративному искусству и открытая для посетителей.