Воспитанный культурой Ренессанса и воспевавший неоплатонические идеи в своих беседах и письмах Поль Сезанн остался в мировой культуре художником, для которого искусство было самоцелью. Самой длительной и монументальной серией его творчества были «Купальщики», к сюжету он возвращался на протяжении всей жизни и даже в поздний творческий период им было выполнено более восьмидесяти работ.
Полотно «Большие купальщицы» стало последней работой, поставленной Сезанном на мольберт перед смертью, и вдохновило Пабло Пикассо на создание картины «Авиньонские девицы».
Группа исследователей Массачусетского университета открыла новый метод анализа искусства. Программы, ранее используемые медицине, нашли применение в живописи.
История искусств: сравнительный метод Генриха Вельфлина и компьютерный анализ
Несмотря на первые попытки создания теории искусства еще в античную эпоху, искусствоведение было датировано в качестве академической дисциплины в 1834 году. А новые методы компьютерного анализа, применяемые в этой области, находятся на совсем раннем этапе развития.
Франц Куглер стал первым искусствоведом берлинского университета. Его преемники Якоб Буркхардт и Генрих Вельфлин разработали методы формального анализа искусства и определили множество категорий, которые используют сегодня для классификаций любого типа. Вельфлин открыл миру сравнительный анализ в искусстве, используя для него слайд-проекторы. Тем самым он отметил важность использования технологий в этой области. Он заложил основы классификации произведений искусства, которыми пользуются по сей день.
Технологии сегодня широко применяются в искусстве. Разновидности методов анализа полотен с помощью рентгеновских и ультрафиолетовых лучей могут выявить нижние слои картин, идентифицировать свойства пигментов и связующих веществ, подтвердить подлинность произведений искусства, обнаружить подделки. Полученные сведения помогают составить оптимальные проекты для музея. Компьютерные алгоритмы используются для измерения и подсчета мазков кисти, классификации картин по стилю, выявления их характерных черт и создания трехмерных моделей, которые иллюстрируют методы работы художника.
Программы способны одновременно перерабатывать большой объем данных, не опираясь при этом на прошлый опыт исследователей. Авторы «Компьютерного анализа изображения в искусстве» Дэвид Сторк и Джим Коддингтон считают, что машины могут подвергать сомнению уже имеющиеся категории и выявлять ошибки в нашем понимании и оценке живописи. Таким образом, компьютеры способны создать уникальные культурные карты, которые оригинальным образом свяжут исторические артефакты.
В медицине программы DIAS и DENDRON (сокращ. DDA), используют для изучения микозов и раковых клеток. Программа состоит из двух частей: одна из которых отвечает за анализ морфологии клеток, изучает их движения и динамику популяции — DIAS, вторая сортирует и сравнивает генетические отпечатки инфекционных организмов, формируя их в древообразные дендрограммы (также использовалась для отслеживания развития и прогрессии заболеваний у людей) — DENDRON. С их помощью группа исследователей двух американских вузов обнаружила связь между дебютом Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской», «Стоящая купальщица моет волосы» и другими работами серии Сезанна. Дендрограммы, созданные DDA, в процессе исследования, систематизировали картины по цвету, яркости, насыщенности и сложности. Анализ работ выявил скрытую единую композиционную структуру, отмеченную во всех полотнах одного из самых значимых постимпрессионистов. Согласно традициям неоплатонизма, которым следовал Сезанн, компьютерный анализ был запрограммирован на выявление «золотого сечения» в работах художника. Таким образом, используя пропорции Фибоначчи, ученые сформулировали новый подход к изучению «Купальщиков». Это изменило сложившиеся в искусствоведении представление о неуклюжести и дисбалансе форм Сезанна на идею о точной выверенной им композиции, соответствующей правилам «золотого сечения».
Новая область применения DIAS и DENDRON
Прибегнув к методу кластерного анализа или построения дендрограмм, члены группы исследователей из Массачусетса стали первыми, кто использовал DDA в искусстве. Было рассмотрено 55 оцифрованных картин. При помощи алгоритмов удалось установить, что, вероятнее всего, Сезанн руководствовался математическими расчетами в своём творчестве, а не интуитивными мотивами.
Программа DDA, к которой прибегли исследователи Массачусетского университета, позволила перенести все оцифрованные картины в единую базу. С помощью сравнительного анализа полотна удалось автоматически распределить по девяти разным параметрам: яркости, насыщенности, сложности, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого и пурпурного оттенков. Каждая пара или группа картин была отсортирована, исходя из соответствия единому признаку, и распределена в порядке растущей прогрессии. Далее коэффициент прогрессии генерировал матрицы, на основе которых были сформированы дендрограммы.
Результаты исследования подтвердили скрытую художественную связь Веронезе и Сезанна. В своей работе «Стоящая купальщица моет волосы» автор использует паттерны картины 16-го века «Брак в Кане Галилейской». Среди остальных полотен также удалось выявить единую композиционную структуру, основанную на правиле золотого сечения. Благодаря программе DDA можно предположить, что Сезанн закладывал в свои работы не только игру цвета и формы, но и особую головоломку — главную идею своего творчества.
Источник: Dendrography and Art History: a computer-assisted analysis of Cézanne’s Bathers.