Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Грета Исагулова

Два года прошло с момента последнего нападения на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Посетитель Третьяковки в Лаврушинском переулке трижды ударил полотно металлической стойкой ограждения, разбив защитное стекло.

Повреждения на картине Ильи Репина. Источник

Покушения на произведения станковой живописи происходят регулярно. Сегодня существуют различные методы современной реставрации, которые предотвращают естественные или искусственные повреждения.

Одновременно с новыми мотивами и способами уничтожения памятников станковой живописи внедряются новые технологии в реставрационную деятельность — от клея из пузыря осетра до компьютерного моделирования процессов старения.

«Хронически больной» Иван Грозный

Картины Ильи Репина можно назвать «хронически больными», уверяют сотрудники Третьяковской галереи. Исследование его работ показало, что более трех десятков его картин написаны некачественными масляными красками и с применением некачественных грунтов.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван» никогда не покидала стен Третьяковской галереи. Но и там ее все время подстерегали опасности.

В 1913 году на картину было совершено покушение: тогда душевнобольной Абрам Балашов изрезал лицо царя. Для восстановления этих повреждений был нанесен дублирующий слой — он и принял на себя основной удар при покушении в 2018.

В 1922 году дождливая осень и неотапливаемые залы спровоцировали осыпи краски с картины — влагу со стен хранители музея собирали тряпками.

Современные проблемы требуют современных решений

Вопрос, который встает перед реставраторами, технологами и искусствоведами — как восстановить полотно картины с минимальными потерями?

Для принятия решения Третьяковская галерея пригласила западных специалистов, которые предложили несколько вариантов для реставрации — методика «холодного дублирования», компьютерное моделирование процессов старения реставрационных материалов, комбинированные методы различных типов визуализаций.

Мы изучили методы эффективных реставрационных работ, которые невозможны без компьютерных технологий и анализа данных, на примере российского опыта.

Реставрационный стол для картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

Состав технологий

Рентгенографическое исследование полотен станковой живописи — один из старейших способов реставрации. Большие полотна, такие как «Иван Грозный и сын его Иван» (2×2,54 м), сканируют фрагментарно и соединяют части воедино. Рентгенография используется для уточнение состояния сохранности предметов, стадии написания полотна, и позволяет составить предварительное мнение о материалах, из которых состоит работа.

Физико-химические исследования работ помогают понять процессы нейтрализации кислот на поверхности стареющего полотна. Также исследователи определяют уровень деформации станковой живописи при повышенной влажности в разных условиях хранения работ во время их экспозиционирования.

В 70-х годах прошлого столетия появились вакуумные столы с подогревом для дублирования и укрепления красочного слоя картин. Такое оборудование позволяет точно регулировать и задавать температуру и давление для реставрационных работ. Вместо традиционных утюжков в практику вошли обогреваемые шпатели и специальные подрамники, которые регулируют натяжение холста.

Черная комната со специальным микроклиматом для проведения реставрации. Источник: пресс-служба Третьяковской галереи

Любое исследование и использовани перечисленных методов с реставрационным материалом, в особенности, когда речь заходит о знаковых произведениях искусства, требует моделирования и сбора данных. На основе данных делается оценка рисков, затрат и предсказание результатов.

Комбинируя различные методы визуализации — фотографию, флуоресценцию, вызванную УФ-излучением, инфракрасную рефлектографию и сканирующую рентгеновскую флуоресценцию (MA-XRF), исследователи видят под поверхностью полотна непосредственное изменение химического состава художественных пигментов, которые использовал художник.

Используются и инструменты машинного обучения — в первую очередь системы распознавания изображений с помощью сверточных нейронных сетей.

Для трехмерных объектов можно объединить несколько фотографий под разными углами для создания трехмерных моделей художественных объектов и для точного сравнения разных объектов, чтобы увидеть связь между ними.

ГМИИ имени Пушкина при реставрации и оцифровке объектов культурного наследия использует технологию реставрационной съемки, которая позволяет рассмотреть объект с разных ракурсов. Цифровая реставрация объекта происходит вручную: такая методика позволяет запечатлеть процесс реставрации в онлайн-пространстве.

Источники