Читать нас в Telegram
Иллюстратор: Юлия Бобкова

Ткани окружают нас повсюду: начиная с одежды и заканчивая мебелью. Но что происходит с тканями, которым уже более ста лет? Где и как их можно увидеть?

Многие ткани сейчас выступают в роли экспонатов в галереях. Иногда это могут быть небольшие фартуки, но чаще всего это массивные платья, расписанные многочисленными узорами. Возникает новый вопрос: если в современном мире все можно перевести в цифру, то как оцифровать узор на платье?

Для чего оцифровывают ткани?

Ответ прост: как и любой другой артефакт, ткани могут быть важными музейными экспонатами. Например, это могут быть полотна, которые использовали еще в эпоху Коре в Корее.

Техники нанесения узора на ткань: прямая печать

Ценность экспонатов заключается не только в их узорах, но и в способах создания. Наиболее популярными техниками прошлых веков были ручная набивка, механическая и прямая печать.

Первая и самая ранняя из техник производства полотен — ручная набивка. В России техника изготовления набивных тканей появилась примерно в 10 веке, однако только к 18 столетию началось массовое производство. Благодаря этой технике узор появлялся путем удара по деревянной форме специальным молотком — киянкой. Для работы использовали заранее окрашенную ткань.

Первые штампы были сделаны вручную, поэтому четкость рисунка во многом зависела от профессионализма мастера. Позднее для создания более тонких и аккуратных узоров основу начали дополнять пластинками из меди.

Механическая печать

Позднее появилась механическая печать. Этот способ создания рисунка на ткани позволил расширить производство и сделать покупку полотен более доступной. На поверхности металлического вала гравируется рисунок, который мастер затем переносит на носитель. После этого инструмент окунается в краситель, благодаря чему выгравированный на ролике узор переносится на материал. Использование гравированных валов позволяет полноценно напечатать изображение, а также добиться четких и аккуратных контуров.

Прямая печать

Самая поздняя техника — прямая печать. При этом способе перенос рисунка похож на обычную печать на бумаге. Однако нанесение рисунка на ткань требует совершенно другого печатного устройства, а также краски на основе оксидов металлов. Такой метод позволяет цветам прочно закрепиться на ткани. Для более легкой ткани используется обычный алгоритм работы струйного принтера, для плотной необходимо предварительное нанесение специальной грунтовки. Полный процесс обработки одного полотна занимает около 15 минут, из которых прямая печать составляет около 3–5. Эта технология — наиболее распространенный способ нанесения рисунка на ткань, использовавшийся в 30-х годах прошлого столетия.

Как перевести ткань в цифровой формат?

Для того, чтобы превратить полотна в цифровые файлы, нужно отсканировать каждый узор.

Сканирование происходит с помощью сканера формата А3. Сначала определяется уникальный фрагмент на ткани, рисунок, который повторяется. Как правило, он состоит из одного, двух или четырех сканов. Затем определяется, сколько сканов одной ткани нужно будет сделать в целом.

После сканирования фрагментов происходит склеивание. Если уникальный фрагмент состоит из четырех частей, его склеивают сначала по две части. Если при сканировании полотна были смещения, то при склеивании регулируют радиус каждого кусочка. В конце работы формируется готовый файл.

Благодаря этому нехитрому способу ткани могут вечно храниться в облачных хранилищах.

Мультимедийные экспозиции тканей

Множество ценных полотен из дорогостоящих материалов показывают в физических музеях, но сейчас посетить выставку тканей можно даже из дома.

Например, лондонский Музей Виктории и Альберта (старейший в Европе музей декоративного искусства и дизайна) создал мультимедийную экспозицию, в которой можно увидеть как антикварные, так и новейшие ткани из собраний модного дома Александра Маккуина.

А в России в Ивановском краеведческом музее создали онлайн-выставку, полностью посвященную тканям прошлых столетий. В экспозиции представлены более 300 тканей, которые использовались в русских костюмах в XIX-XX веках. Мультимедийная выставка сопровождается рассказами об истории тканей и о фабриках, где они изготавливались.

Выбрав год создания, по которому отсортированы полотна, можно отследить модные тенденции и популярные узоры конкретного времени. О каждом экспонате можно узнать, например, точную дату производства, материал изготовления и имя художника.

Источники