Студенты Digital Humanities ИТМО осмысляют уличное искусство вместе со «Стрит-арт хранением» — институцией, которая занимается сохранением работ художников «уличной волны». Остаётся ли стрит-арт таковым, если его перенести с улиц в галерею? А в цифру? Поговорили о том, как расширяются границы научных исследований стрит-арта и создаются выставки на стыке классики и новаторства с Инессой Кевлер, сокуратором выставки «Палимпсест», которую разработали и подготовили студенты вместе с руководителем практики и преподавателем DH-центра ИТМО Артемом Тарасовым.
В чём важность стрит-арта как искусства?
Важно сразу определиться, что мы подразумеваем под стрит-артом. В обывательском смысле граффити, муралы, стикер-арт, паблик-арт — всё это является стрит-артом. В исследовательском дискурсе это разные формы искусства. В этом материале предлагаем говорить о стрит-арте как об уличном искусстве вообще.
Изображения и надписи на стенах — древнейшая форма настенного искусства, отсылающая к наскальной живописи. Рисунки на стенах, например, муралы, вполне одобряемы широкой публикой, возможно, потому что они напоминают живопись — безапелляционно признанную форму искусства.
Надписи на стенах же — граффити и теги — не могут похвастаться таким признанием и обычно воспринимаются и публикой, и авторами как нечто среднее между искусством и спортом.
Уличное искусство, в некотором смысле, это народное искусство, создаваемое не в студиях, а сразу в той среде, где показывается публике. Оно быстрее других видов искусства реагирует на события и часто ярко и провокационно демонстрирует народное или частное, авторское отношение к этим событиям.
В чём смысл передвижения стрит-арта в галереи? Не теряется ли смысл стрит-арта как искусства, когда он помещается в стены музея?
Мы работаем над исследованием на базе Стрит-арт хранения (далее — САХ) — институции, которая сохраняет и показывает публике работы художников уличной волны, Название организации содержит стрит-арт, но то, чем они занимаются, вряд ли вписывается в эти рамки.
Помню, когда мы создали чат исследовательской группы, я поставила на аватарку работу Валерия Чтака «Стрит-арта на холстах не бывает». И вот наша первая встреча с САХ, я смотрю — у них стрит-арт на холстах. В коллекции САХ есть как фрагменты уличных работ или их трафаретов, так и холсты, написанные уличными художниками в студии. Направление работ, которые создают уличные художники перешедшие в студийную практику, коллеги из САХ называют «искусством уличной волны». Обычно художники создают на холстах то же, что они делали бы на улице, или что-то напоминающее по технике уличное искусство.
Идея существования уличного искусства не на улице заставляет пересмотреть понятие стрит-арта (в широком смысле) и исследовать возможности переноса техники в другие формы и медиумы.
Стрит-арт как жанр изобразительного искусства существует уже почти полвека. Почему его нужно исследовать именно сейчас?
Стрит-арт очень плохо исследован: если пойти в Google Scholar и поискать исследования, посвящённые уличному искусству, то обнаружится, что научных публикаций в общемировой академической среде крайне мало. Конечно, мы не первые, кто исследует уличное искусство. В России большинство работ о стрит-арте создаются научными сотрудниками Института исследования стрит-арта. В мировой практике, кроме нескольких монографий Рафаэля Шактера о разных формах уличного искусства, тоже практически ничего не написано, а сам Шактер исследует стрит-арт скорее с антропологической точки зрения.
Научных работ, исследующих стрит-арт с позиции искусствоведения, практически нет, хотя само явление существует как вид визуального искусства.
Есть художники, есть музейная практика, есть выставки, посвящённые стрит-арту. Вокруг стрит-арта создаются события, институции, которые его поддерживают и признают, но до большой науки стрит-арт пока не дошёл. В нашем исследовании мы, тем не менее, опираемся на ту литературу, которая есть, и на практики самих художников, с которыми мы можем лично пообщаться. На основе анализа этих материалов мы уже формулируем вопросы, которые нам интересны.
В чём задача студентов в этом исследовании, и как они взаимодействуют с САХ?
В нашей команде есть несколько направлений, по которым работают студенты. Исследование — ключевое из них. Изначально мы задумывали не исследование, а проектную работу. Мы хотели сделать портал о стрит-арте в контексте цифровизации, для которого общались бы с художниками и исследователями, собирали бы собственный эмпирический, антропологический материал и писали бы статьи научно-популярного формата. Но, как я сказала ранее, стрит-арт мало исследован, а стрит-арт в контексте цифровизации не изучен вообще. Мы поняли, что это настолько непроработанная тема, что нужно сначала её изучить, прежде чем говорить с широкой аудиторией.
Сюжетов внутри исследования очень много, и студенты вольны двигаться в разные поля и изучать что-то интересующее их. Сейчас мы работаем над формулировкой общей траектории. После разговоров со спикерами наши первоначальные исследовательские вопросы корректируются и изменяются.
САХ выступает институцией, которая даёт нам некоторую рамку. Работать без рамки — значит распыляться. В коллекции САХ помимо работ художников есть библиотека специальной литературы, созданной как в научной среде, так и художниками или любителями искусства из международного сообщества. Это та база, с которой мы можем работать. Сейчас наши студенты прорабатывают эти материалы и ищут фундамент, на котором мы сможем основываться.
Параллельно с этим мы ходим на встречи с сотрудниками САХ и знакомимся с художниками. Я ходила на встречу с Игорем Поносовым, уличным художником и исследователем стрит-арта. Это было одно из самых первых соприкосновений с САХ, которое помогло нам сформулировать базовые вопросы: какие цифровые способы создания, сохранения, репрезентации и исследования произведений применяются сейчас и могли бы применяться в будущем в сфере уличного искусства? Как эти способы влияют и могут повлиять на сложившиеся практики и «законы сферы» уличного искусства: на понятия ценности и подлинности стрит-арт объектов, идентичность стрит-артистов, на исследования стрит-арта и его аудиторию?
Затем мы встречались с Анной Нистратовой, директором Института исследования стрит-арта, и с уличными художниками Владимиром Абихом и EMKEY!, которые совмещают уличную и студийную практики. С EMKEY! мы вообще встречались в метавёрсе, в его цифровой галерее. Нам было интересно поговорить с художником, практикующим создание и перенос собственных стрит-арт работ в виртуальное пространство. Считают ли они себя всё ещё уличными художникам, если создают свои работы в цифре? Можно ли считать цифровые работы — стрит-артом, или это уже какой-то иной вид искусства?
скриншот со встречи в цифровой галерее художника EMKEY!
Интервью с художниками помогли нам сфокусироваться на более конкретных исследовательских вопросах: какие существуют цифровые практики в создании и репрезентации стрит-арт объектов и почему художники к ним обращаются?
Хотя мы пока отложили в сторону идею создания портала, параллельно с исследованием мы всё-таки делаем выставочные проекты вокруг стрит-арта. От исследований, которые проводят студенты, произрастают новые сюжеты. Например, Даниил Ремпель создаёт цифровую выставку-исследование, посвящённую стикерам в уличной среде и в сообщениях Telegram. Это могут быть одни и те же стикеры, которые меняют свой смысл в зависимости от контекста — цифрового или уличного Но и вообще, почему мы делимся стикерами в мессенджерах, почему их расклеивают на улице, есть ли у этих практик общие мотивы?
Мы также организуем оффлайн-выставку, где мы сконцентрировались на вопросе значения цифровых технологий для уличного искусства. Как и зачем уличные художники обращаются к цифровым практикам? Остаётся ли стрит-арт, созданный с применением цифровых технологий, помещённый в цифровое пространство, истинным стрит-артом, или это уже что-то другое, иной вид искусства? Некоторые уличные художники создают для нашей выставки уникальные работы в графических редакторах — такие же, какие бы они создали на улице. Мы пробуем, нащупываем почву и задаём больше вопросов.
Зачем нужно цифровизовать стрит-арт? Не становится ли он тогда просто диджитал-артом? Не теряется ли его уличная идентичность?
Это вопросы, на которые нет единого ответа, и я сейчас поделюсь даже не мнением исследовательской группы, а своим. Прежде всего нужно очень конкретно определить, что мы имеем в виду под цифровым стрит-артом. Это стрит-арт, изначально созданный на улице, а потом перенесённый в цифру посредством, например, фотографии, или же он сразу создавался где-то в графическом редакторе? Или это же это вообще стрит-арт на зданиях в какой-нибудь компьютерной игре? Я думаю, это его альтернативная форма, которая будет развиваться параллельно с традиционной. Здесь не стоит вопроса о том, уйдёт ли стрит-арт из оффлайна — нет, он никуда не денется. Но мы просто будем видеть всё больше стрит-арта в самых разных медиумах. Он будет по-разному представлен, становясь всё большей частью культурной среды.
Расскажите подробнее про выставку, над которой вы работаете. В чём её концепция?
Выставка называется «Палимпсест». В древности так называлась рукопись на пергаменте поверх смытого или соскорбленного текста, т.е. с несколькими текстовыми слоями. Мне кажется, это отличная метафора: в контексте нашей выставки, стена — это пергамент. Уличные художники расписывают стены, но стрит-арт и граффити часто закрашиваются. Поверх закрашенных работ художники создают новые, превращая стену в палимпсест.
В выставочном пространстве мы экспонируем живопись с непарадными городскими пейзажами: брандмауэрами, глухими стенами, пристройками, дворами-колодцами. Работы уличных художников мы будем показывать зрителям с помощью AR-инструмента, который создал мой коллега Кирилл Кузьмичёв.
Мы предложили уличным художникам холсты живописцев с изображениями непарадной городской архитектуры. Некоторые уличные художники предложили перенести на живописные здания свои работы, уже созданные когда-либо в уличной среде. Другие же создают с помощью цифровых графических инструментов что-то уникальное специально для нашей выставки, для конкретного холста.
В выставочном пространстве зрители смогут через экран смартфона увидеть работы уличных художников, наведя камеру на холст. Этот проект — повод к дискуссии о границах стрит-арта и значении цифровых технологий для искусства.
Зачем нужна отдельная выставка для такого уличного искусства, если его и так можно найти на улице?
Выставка — это кураторское высказывание. Мы отбираем работы тех художников, чьи работы мы хотим показать. Мы считаем, что холст этого художника будет здорово сочетаться с работами вот этого уличного художника. Здесь вопрос не только в эстетике, а в контекстуальности. Для нас было важно подружить более классическую форму искусства, реалистичную живопись, с очень бунтарской — граффити. Кроме выставки мы создаём среду для общения и дискуссии, готовим сопутствующие мероприятия: медиации, кураторские экскурсии, публичные лекции и дискуссии. Этой выставкой мы задаём вопросы, и вместе с художниками и зрителями будем искать ответы на них.
В чём, по вашему, значение вашей работы для Digital Humanities?
Digital Humanities как междисциплинарная область, не только про цифровые методы в гуманитарных исследованиях, но и про осмысление цифрового вообще. Стрит-арт, в идеальном мире являясь предметом исследования искусствоведов, относится к Humanities. Дискурс о цифровизации уличного искусства включает вопросы о возможности его сохранения, репрезентации и популяризации с помощью цифровых решенией. Вот эта дружба гуманитарной идеи и цифры как инструмента, который эту идею воплощает, это и есть Digital Humanities.
Когда пройдёт выставка и где она пройдёт?
Выставка открылась 6 июня в лектории Культурного квартала Брусницын. Она будет открыта до 17 июня. Подробности в группе VK.