Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает лидирующие позиции среди субъектов страны по оцифровке данных архивов, музеев и т.п. В этом блоге я хочу дать краткий обзор существующим базам, а в следующих — более подробно остановиться на том, как каждую из них можно использовать в своей работе учителю истории.
1) Сводная база музеев ХМАО-Югры
Каталог содержит 283.783 экспоната из 32-х музеев округа. Это оцифрованные документы, фотографии, картины, предметы прикладного искусства, быта и этнографии, предметы археологии и нумизматики. Кроме того, у Музея природы и человека г. Ханты-Мансийска есть отдельная база данных «Коллекции онлайн» из 21.610 экспонатов, представленных в коллекциях: биология, бонистика, ИЗО, иконопись, палеонтология, редкая книга и др.
Это проект Музея природы и человека г. Ханты-Мансийска. Среди экспонатов так же представлены предметы быта, документы, фотографии, письма и т.п. Имеется интерактивная карта. Поиск можно осуществлять по отдельным разделам: «Крестьянская ссылка», «Этническая ссылка», «Вклад спецпереселенцев в развитие округа» и другим. Во вкладке «Ресурсы» предлагаются ссылки на 33 цифровые базы данных федерального уровня.
3) Проект «Победа одна на всех!» Государственного архива Югры
На сайте представлен огромный фонд материалов, посвященных участию жителей округа в Великой Отечественной войне: письма с фронта, фотографии фронтовиков, списки участников войны, архивные документы, освещающие разные аспекты жизни в тылу (образование, промышленность, сельское хозяйство, культуру и здравоохранение). Также здесь размещены оцифрованные газеты «Сталинская трибуна», «Большевистская правда» и «За большевистские колхозы» за 1941-1945 гг.
На сайте можно посмотреть видеозаписи с рассказами фронтовиков о войне. Кроме того, создатели проекта разработали интерактивную карту памяти, на который представлены все памятники и мемориалы округа, посвященные теме Великой Отечественной войны.
4) Виртуальный музей «Великий подвиг народа»
Это еще один региональный проект, посвященный теме Великой Отечественной войны. И еще один проект, созданный Музеем природы и человека г. Ханты-Мансийска. Здесь собрана информация о 1022 участниках войны из автономного округа. Среди экспонатов, в основном, представлены документы и фотографии, а также предметы фалеристики.
5) ГИС «Электронный архив Югры»
Государственный архив Югры входит в число лидеров по цифровизации среди архивов страны. Разработанная информационная система позволяет получать удаленный доступ к архивным документам и материалам. Вход в ГИС осуществляется через единую систему идентификации и аутентификации («госуслуги»). Для каждого архивного документа отмечено, имеется ли электронная версия. Если имеется, то можно заполнить требование, и через несколько дней будет открыт доступ к материалам.
Архивные документы можно просматривать не только в данной информационной системе: Служба по делам архивов Югры регулярно проводит тематические виртуальные выставки на портале «Архивы Югры». Например, есть выставки, посвященные политическим репрессиям, истории ликвидации православных церквей на территории автономного округа, истории развития различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Также на портале есть раздел с документальными фильмами, снятыми по заказу Архивной службы Югры.
6) Генеалогический портал «Связь поколений Югры»
Генеалогический портал является еще одним проектом Службы по делам архивов Югры. Его цель – помочь всем желающим в изучении своей родословной. На портал загружена 281 метрическая книга, в них содержатся 704.308 записей о рождении, браке и смерти жителей автономного округа. Информационный ресурс включает электронные образы метрических книг в период с 1730 по 1928 гг.
7) Электронный архив «Ссыльный край Сургут»
Это проект Сургутского краеведческого музея, посвященный истории ссылки на территорию современного Сургутского района как в дореволюционной России, так и в советский период. На портале представлены архивные документы, информация об отдельных персоналиях, интерактивная карта, глоссарий и т.п.
Настолько большой массив данных требует практического применения для того, чтобы цифровизация не стала просто самоцелью. Рассмотрим два таких способа – использование цифровых материалов для проведения уроков истории и для организации научно-исследовательской деятельности школьников.
Прежде всего, оцифрованные документы – это исторические источники, а умение их анализировать является одним из важных предметных результатов изучения истории в школе. Из писем, периодики и официальных документов можно узнать о том, как был организован быт и повседневность. При этом, они дают отличную возможность для обучения критике источников: можно обсудить с учениками, насколько можно доверять этим материалам, какой вид документа кажется им наиболее достоверным и т.п.
В качестве примера можно привести архивно-следственное дело Куриковых, манси по национальности, приговоренных к смертной казни в 1937 году, опубликованное на сайте «Виртуального музея ссылки и спецпереселений». На его основе мой ученик сделал исследование, в рамках которого привел доказательства, что дело было сфабриковано. Эта работа, в свою очередь, легла в основу разработанного мной урока по теме «Большой террор», на котором учащимся также предлагается определить сфабрикованность данного следственного дела.
Можно предложить ученикам сделать проекты в рамках уроков истории, например, составить свое генеалогические древо на основе портала «Связь поколений Югры» (но это подходит только для тех, чьи предки жили на территории автономного округа, как минимум, уже сто лет назад, а таких учащихся очень мало) или подготовить презентацию о своем воевавшем предке на основе баз данных «Победа одна на всех!» и «Великий подвиг народа». Как правило, большинство учащихся впервые что-то узнают о своих родственниках, и удовольствие, которое они получают, находя в интернете информацию, способствует росту интереса к истории нашей страны в целом.
Сводная база музеев ХМАО-Югры дает большие возможности для «визуализации» прошлого. Можно распечатать экспонаты (желательно в цвете) и предложить ученикам определить, что это и как использовалось, классифицировать предметы, расположить их в правильной хронологии, подготовить описание выставки и т.п. Можно подобрать материалы, связанные с личностями, именами которых названы улицы в населенном пункте, в рамках подготовки к ВПР по истории.
Эта база данных будет незаменима при изучении этнографической составляющей. Можно проанализировать материалы, из которых сделаны предметы одежды, быта и культа, и сделать выводы о том, с кем торговали жители средневековой Югры, учитывая имевшиеся ресурсы на территории автономного округа. Изучение орнаментов поможет получить представление о повседневной жизни древних ханты и манси. В принципе, любой предмет является историческим источником, главное, задать правильные вопросы.
В этом плане есть отличный пример – сайт teachinghistory100.org, созданный Британским музеем. На нем представлены методические разработки уроков для ста артефактов – от древнешумерского штандарта Ура до шифровальной машинки «Энигма». Идеи для занятий прописаны очень подробно, можно их брать за основу для разработки собственных уроков на основе музейных экспонатов.
Что касается проектов школьников, это направление имеет еще больший потенциал для применения материалов цифровых архивов и баз данных. Во-первых, они дают возможности для исследования истории повседневности. Во-вторых, с их помощью можно посмотреть на уже изученные явления под другим углом. Например, осветить какое-то событие с точки зрения эго-документов (писем, дневников, воспоминаний) или визуальных источников (архивных фотографий, рисунков, мозаики на фасадах зданий и т.п.). В принципе, исторические исследования на основе регионального материала всегда смотрятся выигрышнее (если участвовать в конкурсах), поскольку они позволяют вводить в научный оборот новые источники и поднимать какие-то нетривиальные темы.
Набирает популярность в последнее время и «устная история». И здесь в качестве проекта можно использовать не только имеющиеся видео-интервью, но и записывать собственные и предлагать их для публикации в имеющихся базах, либо создать новую самостоятельно.
Среди других идей для проектов могут быть: создание лонгрида, организация тематической выставки в школе, постановка документального спектакля, создание интерактивной карты населенного пункта, выставка коллажей из архивных фотографий и современного вида населенного пункта и многое другое.
В заключение хочется еще раз отметить, что цифровые архивы имеют большой педагогический и просветительский потенциал. Уже оцифрованы сотни тысяч документов и экспонатов, по которым можно изучать историю и культуру Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и этот процесс еще далек от завершения. Однако в таком массиве информации легко «заблудиться». Один учитель не может себе позволить тратить сутки (если не недели) на то, чтобы подбирать подходящие для урока материалы, и у меня есть мечта — сделать сайт, подобный teachinghistory100.org, с методическими разработками.