Читать нас в Telegram

Большая часть детей научается говорить и понимать устную речь в течение первых лет жизни, не прикладывая к этому никаких видимых усилий. Умение читать – другое дело. Чтение не “приходит само”, ему нужно научить. Дети не осознают, что буквы складываются в слова, если не объяснить им две идеи: слово состоит из отдельных звуков; звук соответствует букве. Эти две идеи являются маленьким шажком на пути к свободному чтению. 

Наука о чтении выделяет три ключевых шага от начинающего читателя к опытному: 

  1. “взлом” орфографического кода и установление соответствий между буквами и звуками;
  2. эффективное чтение отдельных слов;
  3. понимание текста.

В программной статье авторов Castle, Rastle, и Nation (Ending the Reading Wars: Reading Acquisition From Novice to Expert) подробно описываются все три шага и предлагаются научно обоснованные рекомендации по обучению чтению. Я расскажу о них подробнее.

Но сначала хочу сделать отступление. Дело в том, что многие исследования, на которых строятся выводы о процессах чтения, были проведены на материале английского языка. С одной стороны, это неудивительно: научных работ о чтении по-английски гораздо больше, чем о чтении на любом другом языке. Например, Noam Siegelman и коллеги подсчитали, что среди 1078 статей про чтение с использованием записи движений глаз, опубликованных с 2000 по 2018 годы, экспериментов с английским 57.5% (см. Рисунок 1). 

Рисунок 1. Количество статей по чтению на разных языках, из статьи Siegelman et al., 2022.

С другой стороны, научение чтению, особенно на ранних этапах, связано с тем, как устроена орфография языка. И орфография английского не похожа на орфографию немецкого, финского, итальянского, русского и многих других языков. Английская орфография – непрозрачная, то есть даже если вы знаете, как слово должно читаться по буквам, это не значит, что вы прочитаете его правильно. Например, сочетание —ough имеет разные прочтения в английских словах tough – though – through – bough – cough – thorough – hiccough. Во многих ли языках вы такое встретите? 

Исследование, сравнивающее научение чтению на английском и  валлийском – языке с прозрачной орфографией, показало, что первоклассники, обучавшиеся читать по-валлийски, значительно обогнали своих сверстников, обучавшихся чтению по-английски, на этапе “взлома” орфографического кода. Разница в чтении у детей, читающих на языке с прозрачной или непрозначной орфографией, сохраняется и в 3-4 классах. Однако в более старшем возрасте, судя по всему, роль орфографии сходит на нет.   

Итак, несмотря на то, что выводы об усвоении чтения на английском не обязательно полностью переносятся на другие языке, основные принципы, о которых я пишу ниже, совпадают. 


Первый шаг на пути к чтению связан с формированием навыка устанавливать соответствия между буквами и звуками. Это позволяет узнать знакомое из устной речи слово в письменном виде. Для этого ребенок должен знать все буквы и иметь хорошие навыки сложной фонематической обработки (ведь последовательности букв нужно удерживать в голове, чтобы понять написанное слово). Когда дети поняли, что буквы обозначают звуки, они начинают знакомиться с устройством орфографической системы языка. Обычно на этом этапе дети пробуют записывать слова, как умеют и слышат (иногда получается смешно). Когда орфографическая система хорошо освоена, дети способны читать как знакомые, так и незнакомые слова.

На практике получается, что в самом начале необходимо систематическое обучение звуковому методу (phonics). Например, в британских школах обучение phonics для больше части детей занимает два года школьной программы (1 и 2 классы). В конце второго года дети проходят скрининговый тест на чтение слов и псевдослов, похожих на настоящие слова, чтобы оценить умение применять phonics к незнакомым словам. Результаты показывают, что если в 2012 году всего 58% детей успешно проходили этот тест, то уже к 2016-2017 годам, когда систематическое обучение phonics было введено во все школы, таких детей стало 81%. Успешное прохождение промежуточного теста на владение phonics в 1 классе коррелирует с высокими результатами в заданиях на понимание текста в 4 классе (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты промежуточного теста на владение phonics в 1 классе (ось x) коррелируют с результатами теста PIRLS на понимание текста в 4 классе.

Наряду с обучением phonics, школьников обучают чтению нерегулярных, но частотных слов типа eye, friend, come, have, said (они называются ‘sight words’). Исследования показывают, что знание основных правил phonics и чтение примерно 100 нерегулярных слов позволяет детям правильно прочитывать 90% слов, которые они встречают в текстах. А это уже путь к свободному чтению! 


Второй шаг к хорошему чтению – это умение эффективно читать слова. Исследователи считают, что когда читающий не тратит много усилий на восприятие отдельных слов, у него есть ресурсы для понимания текста. Так, например, взрослые опытные читатели могут не декодировать слова (т.е. не устанавливать соответствие между буквами и звуками), а использовать прямой доступ к значению слова от его орфографического представления, что экономит ресурсы при чтении. У детей же формирование орфографических представлений для слов происходит постепенно. Поэтому, например, плохо читающие дети перечитывают целые предложения: при первом прочтении дети стараются понять каждое слово, а при перечитывании собирают смысл фразы. Но такой способ чтения неэкономный.

Орфографические представления слов формируются в результате многократного прочтения слова в разных контекстах. В результате часто встречающиеся слова начинают прочитываться быстрее. Кроме частотности на скорость распознавания слов влияют возраст усвоения (слова, усвоенные раньше, имеют лучшие орфографические представления), разнообразие контекстов и количество значений. У детей появляется больше опыта с чтением слов из нескольких морфем (например, бодр-ость или dark-ness). Этот опыт позволяет создавать орфографические представления не только для каждого слова отдельно, но и для морфем, совпадающих у разных слов. Причем, для английского языка эксперименты показывают, что чем больше опыт чтения, тем лучше навык морфологического анализа.

На практике на этом этапе рекомендуется сфокусироваться на двух задачах: во-первых, помочь детям разобраться, из каких морфем состоит слово. Причем, как считают авторы статьи, это лучше делать, когда у ребенка уже сформировались навыки декодирования слова и есть собственный опыт чтения. И во-вторых, нужно помочь детям сформировать мотивацию к самостоятельному чтению. Здесь особенно важна внутренняя мотивация, поскольку внешнее поощрение плохо работает в долгосрочной перспективе. Исследования показывают, что для внутренней мотивации к чтению нужно повысить ценность чтения и сделать его максимально доступным. Например, ценность чтения повышается, если у ребенка есть возможность читать то, что читают его друзья, или читать на те темы, которые ему интересны (это могут быть, в том числе, комиксы, журналы, тексты песен и т.п.). Доступность чтения можно повысить, если у ребенка есть возможность выбрать книгу в каждом из мест, где он проводит какое-то время: в классе, коридоре, в разных местах в доме, в машине, во время ожидания в очереди и т.п. В итоге дети с внутренней мотивацией к чтению начинают много читать, и чтение становится проще и привлекательнее.


Третий шаг на пути к хорошему чтению – это способность понимать текст за пределами понимания отдельных слов. Опытные читатели в процессе чтения строят ментальное представление ситуации и соотносят его с контекстом и со своими знаниями о мире. Кроме этого они автоматически делают логические выводы и могут применять различные стратегии, упрощающие понимание. У детей навык понимания текста в большой степени базируется на уже имеющемся навыке понимания устной речи. И, согласно теориям понимания текста, для развития понимания при чтении особенно важны три компонента: 

  • знание (орфографической системы, слов, жизненный опыт),
  • обработка информации, или использование знаний в процессе чтения,
  • общие когнитивные ресурсы, в частности, рабочая память. 

Многие исследования показывают, что размер словарного запаса коррелирует с пониманием текста и особенно влияет на качество понимания у начинающих читателей. Размер словарного запаса включает в себя знание не только отдельных слов, но и устойчивых выражений. Кроме этого важную роль играет знание грамматических конструкций и союзов, которые вводят различные отношения между частями предложений (потому что, хотя, но, а), а также умение устанавливать связи между местоимением и предшествующим ему полнозначным словом. Конечно отчасти эти знания у детей берутся из устной речи, но устная речь отличается от письменной, поэтому при чтении дети сталкиваются с такими словами и конструкциями, которые могли не встретиться им ранее. Наконец, для понимания текста важны общие знания о мире и жизненный опыт ребенка – чем они больше, тем проще понимать прочитанное.

Обладать знаниями недостаточно, нужно уметь их применять и делать логические выводы из прочитанного. Эксперименты показывают, что важную роль в понимании играет объем вербальной рабочей памяти (то есть умение удерживать в памяти слова/группы слов и оперировать ими). Например, чем больше ресурсы рабочей памяти у детей, тем проще им строить ментальные представления ситуаций и делать логические выводы из прочитанного.

Практических рекомендаций по развития понимания, подкрепленных научными исследованиями, четыре. Во-первых, проводить оценку того, как дети понимают текст, чтобы вовремя выявлять трудности. Во-вторых, учить детей стратегиям понимания. Например, National Reading Panel рекомендует использовать стратегии взаимного обучения (reciprocal teaching strategies): обсуждать тексты с одноклассниками и учителем, используя такие методы, как уточнение, обобщение, предсказание и создание вопросов к тексту. Причем этим стратегиям рекомендуется учить, когда ребенок уже способен сам бегло читать.

В-третьих, рекомендуется помогать детям увеличивать их словарный запас. Например, перед заданием на понимание текста можно разобрать сложные слова из этого текста. Также хорошо работает обучение новым словам по тематическим группам, например, слова с общим иностранным корнем (вокальный, адвокат, вокабуляр, вокализация) или слова со значением причины (because, thus, since). В-четвертых, полезно обучать детей делать логические выводы из прочитанного. Например, один из подходов, показавший хороший результат в исследованиях, – это визуализировать связи между идеями текста. Любопытно, что эффект от тренировки рабочей памяти, хоть и полезен сам по себе, не переносится на понимание текста.

Итак, наука говорит нам, что есть три основных шага к успешному чтению – установление соответствий между буквами и звуками, чтение отдельных слов и понимание текста. Каждый следующий шаг основывается на предыдущих, и невозможно научиться хорошо читать, если пропустить какой-то из них. Знания о том, как устроены системы письма, как формируется чтение и какие методы обучения чтению работают, должны быть доступны всем желающим и, в идеале, применимы в образовании.