Выставка АРТ-ПАМЯТЬ была запущена на платформе Google Arts&Culture в дни пандемии — изначально организаторы не думали, что у них получится мероприятие в стиле online-first. О своем опыте онлайн-кураторства рассказывают Дарья Дмитриева, директор Фонда «Четверг», кандидат культурологии, автор образовательных программ по теории культуры и культурному менеджменту и Ксения Башмакова, куратор выставки АРТ-ПАМЯТЬ, художница и выпускница Школы современного искусства «Свободные мастерские».
Выставочные проекты: виртуальное vs реальное
Отпечатки советских елочных игрушек в бетоне, модель типовой хрущевки и чайный сервиз с нарисованными внутри пловцами бассейна «Москва». Это часть объектов, созданных 18 современными художниками для проекта АРТ-ПАМЯТЬ, который Фонд запустил осенью 2019 года. Тогда мы не думали, что впервые эти работы будут представлены широкой публике в онлайн формате, а не в «настоящем» московском музее или галерее.
Открытие выставки в «настоящем» выставочном пространстве — конвенциальный путь, который выбирают культурные организации, чтобы представить свои коллекции миру. Только потом, в случае необходимости, выставка может быть оцифрована, чтобы привлечь внимание других аудиторий. Еще один путь, которым часто идут независимые инициативы, заключается в создании проектов, которые могут существовать исключительно в диджитал формате. В условиях пандемии эти классические схемы перестают работать: культурные проекты должны быть мобильными и адаптивными, чтобы в условиях кризиса развиваться и становиться более масштабными, а не только отвечать на вызовы новой реальности.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image4-2-1024x1024.jpg)
Что было до пандемии? Этапы создания социокультурного проекта
С одним из этих вызовов мы столкнулись во время работы над проектом АРТ-ПАМЯТЬ. Идея проекта родилась из размышлений о феномене памяти: все, что мы помним, по-своему важно, а передача памяти — одна из ключевых традиций человеческой культуры. Но почему некоторые воспоминания исчезают быстрее, чем другие? Что происходит с индивидуальной памятью с течением времени? Эти вопросы помогли сформировать базовую концепцию проекта: иногда наша память нуждается в посреднике, и этим посредником может быть искусство.
Героями проекта стали жители московского дома престарелых, которые в силу социальной изолированности лишены возможности зафиксировать, передать и сохранить свою память. Молодость этих людей пришлась на 60-е годы прошлого века, и сегодня их воспоминания — редкие свидетельства стремительно удаляющейся от нас эпохи. Фонд объявил опен колл для современных художников и предложил им стать медиаторами памяти, которая по какой-то случайности оказалась никому не нужна.
Так участниками проекта стали 18 художников, среди которых были представители актуального искусства и последователи классической школы, резиденты культурных институций и независимые художники. Разнообразие подходов к созданию художественного высказывания помогло подчеркнуть полифонию голосов героев — однако для создания полноценной выставки не хватало единого концептуального взгляда на проект.
Объединяем художников
Мы организовали однодневную арт-резиденцию, которая стала связующим звеном между героями проекта и художниками. В арт-резиденции последние смогли по-настоящему осмыслить истории героев: они обменивались идеями, обсуждали чувства и аффекты, возникающие при соприкосновении с чужой памятью и разбирали эскизы друг друга. Совместная работа помогла нам создать пространство общих сюжетов и сквозных тем, которые в итоге превратились в карту лейтмотивов — документ, синтезирующий воспоминания разных людей.
Эта работа была не менее важной, чем создание самих художественных объектов, так как в проекте память раскрывается именно через биографический нарратив. Поэтому мы внимательно работали с каждой историей, будь то рассказы о первой работе, семейных рецептах и деталях быта или воспоминания об образе матери, детских страхах и влиянии искусства на жизнь героя.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image11-1024x1024.jpg)
Создаем выставку
Мы не могли не показать героям проекта то, как художники увидели их воспоминания. Поэтому представили созданные работы на закрытой выставке современного искусства, которую решили организовать в самом пансионате. Это пространство оказалось лучшим местом для экспонирования работ: предметы искусства подсветили и сделали более явным масштаб хранившихся в этом месте воспоминаний, этот массив индивидуальной и коллективной памяти. Жители пансионата узнавали себя в каждой работе даже тогда, когда они не были основаны именно на их историях. Образ 60-х годов, кристаллизовавшийся на наших глазах из фрагментов воспоминаний, сочетал в себе внутреннюю, субъективную реальность людей и условия объективной реальности того времени.
Следующим шагом была подготовка выставки произведений искусства для широкой публики в пространстве одного из московских музеев, но пандемия и режим самоизоляции заставили радикально пересмотреть векторы развития этого проекта. Хотя до введения режима самоизоляции мы еще не думали об онлайн формате, было понятно, что нам предстоит большая работа с визуальной составляющей. Мы обращались к существующим нарративам и превращали их в визуальные истории, поэтому пересборка проекта для Google Arts&Culture стала органичным этапом развития.
Начинаем сначала: выбор онлайн-платформы
Когда режим самоизоляции сделал очевидной необходимость искать другие возможности для проведения выставки, мы поняли, что проект не может просто существовать в онлайн формате и двигаться по инерции, а должен выйти на новый уровень. Первоначальная концепция выставки была решена через метафору лабиринта. В этом лабиринте памяти существуют различные фильтры — определенный социальный, политический, экономический контекст того времени. Преодолевая эти фильтры, зритель может приблизиться к нарративу самих героев — их памяти. Центром лабиринта становится самовосприятие человека: то, как он сам помнит, видит и определяет себя здесь и сейчас.
Прежде чем начать работу над адаптацией выставочной концепции для онлайн-формата, мы должны были, как и в случае с «настоящей» выставкой, определиться с пространством. Где весной 2020 года возможно оперативно организовать масштабную, а главное доступную онлайн-выставку? Мы решили не проводить ее на собственной платформе, потому что ощущали высокий уровень конкуренции. В условиях карантина культурные организации оказались лишены своего главного преимущества — возможности соприсутствия и ощущения сопричастности. Поэтому уровень конкуренции с производителями развлекательного контента значительно вырос. Продажи последних только за время карантина увеличились в несколько раз.
Чтобы решить эти проблемы, мы обратились к площадке с устойчивой аудиторией и отлаженной механикой цифровизации контента — платформе Google Arts&Culture. Еще одно преимущество этого ресурса в том, что он не принадлежит какой-либо культурной институции или инициативе, а работает как площадка-посредник, следовательно, позволяет организации сохранить свой бренд и необходимое позиционирование. Это особенно важно, когда речь идет о диджитал контенте: цифровое потребление происходит намного быстрее обычного, и за этот небольшой промежуток времени аудитория должна познакомиться с вашим брендом и получить цельное представление об образе проекта.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image3-wecompress.com_-1024x538.png)
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image13-min-1-1024x539.png)
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image1-1-1-1024x503.jpg)
Google Arts&Culture и иммерсивный сторителлинг
Главная особенность платформы Google — фокус на сторителлинг. Платформа заточена на создание проектов, которые рассказывают истории с помощью произведений искусства. «Я помогаю им [кураторам из разных институций] создавать истории вокруг их коллекций и делать их более доступными», — так описывает свою работу региональный менеджер Google Arts&Culture Кристина Лейпольд. Иммерсивный сторителлинг, который продвигает платформа, превращает одну картину, скульптуру, фреску, инсталляцию или любой другой предмет искусства в целую историю, которая должна содержать цельное и законченное повествование.
Главный инструмент иммерсивного сторителлинга — «deep zoom», приближение определенных фрагментов картины. Он превращает арт-объект в последовательность эпизодов, которые наглядно и линейно ведут своего зрителя-читателя по традиционной сюжетной структуре, от экспозиции к развязке. Например, именно так построен один из недавних проектов платформы — онлайн-выставка или виртуальный мини-тур «Zoom Into Alexandr N Petrov’s Modern Metropolis», с каждым кликом уводящий зрителя все глубже внутрь картины художника-гиперреалиста Александра Петрова.
Вы создаете нарратив не с помощью искусства, а буквально внутри него: «deep zoom» работает на выявление деталей и расширяет нарратив, но не дает выйти за границы одной истории. С помощью иммерсивного сторителлинга культурные институции в том числе укрепляют свой бренд. Истории, окружающие их коллекции, транслируют миссию и принципы организации и помогают им демонстрировать свою ценность аудитории.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image6-1-1024x542.jpg)
Выставка АРТ-ПАМЯТЬ, часть II. Первый слайд — экспозиция. Создание нарратива вокруг выставки.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image10-min-1024x540.png)
Второй слайд — завязка. Работа показана целиком («Сквозь время», Василиса Лебедева. Коллаж. Стекло, фотография).
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image2-min-1-1024x539.png)
Третий слайд — развитие действия. Увеличение фрагмента картины («Сквозь время», Василиса Лебедева. Коллаж. Стекло, фотография).
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image12-min-1-1024x526.jpg)
Четвертый слайд — кульминация. Deep zoom («Сквозь время», Василиса Лебедева. Коллаж. Стекло, фотография).
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image8-min-1024x538.png)
Пятый слайд — развязка. Deep zoom дополнен аудиоматериалом («Сквозь время», Василиса Лебедева. Коллаж. Стекло, фотография).
Пересобираем концепцию выставки
На платформе Google Arts&Culture истории, разворачивающиеся внутри произведений искусства, работают как комиксы: мы последовательно разглядываем разномасштабные картинки и читаем сопровождающие их подписи. Как адаптировать к такому формату сложносоставные культурные проекты? Внутри АРТ-ПАМЯТИ всегда сосуществуют два типа рассказчиков: пожилые люди, чьи воспоминания легли в основу проекта, и художники, которые интерпретируют эти воспоминания. Более того, нарратив проекта глубоко связан с национальным контекстом, эпохой оттепели в СССР, что заставило нас задуматься о зарубежном зрителе. Насколько созданный нами визуальный нарратив будет понятен и интересен другой аудитории?
С этих вопросов началась работа над пересборкой концепции выставки. Мы категорически не хотели создать еще одну онлайн-галерею, которая бы имитировала выставку в физическом пространстве и игнорировала медиум платформы. Поэтому нам пришлось отказаться от первоначальной концепции лабиринта, которая имела готовое экспозиционное решение и была построена вокруг спиралевидной формы. Этот вариант оказался неадекватным для онлайн-пространства: экспозиция и общее поле высказывания не работали без телесного присутствия и ощущения притяжения объектов в зале. В пространстве выставки должен существовать общий нарратив, который мог бы вести зрителя от начальной точки к финалу экспозиции так же уверенно, как ощущение зала.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image5-min-1024x1024.jpg)
Трансмедийный сторителлинг: голос рассказчика
Решение мы нашли в звуке, а точнее — в голосе коллективного рассказчика. Интервью с жителями пансионата стали частью самой выставки. Голос помог нам преодолеть одно из главных препятствий онлайн-выставок и погрузил зрителя в пространство нового опыта. Благодаря такому трансмедийному сторителлингу мы экспозиционно развели и отделили друг от друга художественные работы в однородном пространстве экрана.
А еще живой голос подчеркнул многообразие и полифонию высказываний, существующих внутри проекта. Несмотря на линейное движение зрителей по выставке, ее визуальный нарратив разворачивается нелинейно и выявляет неожиданные связи между разными историями. Нам было важно сохранить многообразие историй и нанести на карту многочисленные противоречащие друг другу свидетельства. Художники должны были не встать на место героев, а вступить с ними в диалог, чтобы создать новую репрезентацию воспоминаний. Она не становится отдельным миром, а скорее подчеркивает швы, зазоры и связи между блоками, из которых он собран.
Чтобы этот опыт стал доступен и для зарубежного зрителя, мы подготовили исторические справки, посвященные тем приметам времени, которые чаще всего встречались в историях жителей пансионата. Эти справки о бассейне «Москва», хрустале и хрущевках помогают понять исторический контекст через повседневную жизнь героев проекта, а увидеть ее можно благодаря архивным фотографиям, которые также стали частью выставки.
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image14-min-1024x522.jpg)
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image7-min-1024x554.png)
![](https://sysblok.ru/wp-content/uploads/2020/11/image9-min-1024x531.png)
Специфика работы с Google Arts&Culture
В России с Google Arts&Culture сотрудничает не так много организаций, как за рубежом, и большинство российских резидентов платформы — крупные и средние государственные институции. Среди них, например, есть Пушкинский музей, Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, ЦВЗ «Манеж», Государственный Эрмитаж. Независимым организациям и инициативам, на первый взгляд, нет места среди этих гигантов — однако Google не упоминает о каких-либо ограничениях, связанных с формой существования вашего проекта. Поэтому мы решили оставить заявку на экспонирование АРТ-ПАМЯТИ — сделать это можно на официальном сайте платформы через VPN, а также через официальную почту платформы (ее можно найти в социальных сетях).
Работа с Google Arts&Culture — это всегда поиск и эксперимент. Платформа предоставляет вам свободу в выборе и организации контента, однако имеет свои правила и требования, которые необходимо соблюдать для успешного сотрудничества.
- Организация времени
На создание онлайн выставки АРТ-ПАМЯТЬ у нас ушло около четырех месяцев. Много времени отнимает не только оцифровка и организация контента, но и коммуникация с представителями платформы. Поэтому приступать к работе над проектом лучше минимум за несколько месяцев до желаемой даты реализации. - Фокус на сторителлинг
Если ваша проектная заявка будет одобрена, представители проекта назначат вам онлайн-встречу для обсуждения деталей. Самое главное на этом этапе — показать, что концепция вашего выставочного проекта имеет внутреннюю драматургию и потенциал для сторителлинга. - Зарубежный зритель
Google Arts&Culture — это международная культурная площадка. Все материалы вашей будущей выставки должны быть переведены на английский язык и понятны для зарубежной аудитории. Если проект затрагивает не широко известные темы и события, постарайтесь найти способ рассказать о них больше, чтобы погрузить зрителя в необходимый контекст. Например, с помощью инструментов иммерсивного сторителлинга или исторических справок.
Онлайн-выставка АРТ-ПАМЯТЬ доступна к просмотру на платформе Google Arts&Culture. И после нескольких месяцев виртуальной работы все-таки нашла физическое воплощение и проходит в пространстве Фонда в рамках параллельной программы VII Московской международной биеннале молодого искусства с 8 по 30 октября.
Источники: Онлайн-выставка АРТ-ПАМЯТЬ на платформе Google Arts&Culture, Фонд культурных проектов «Четверг».
Фонд «Четверг» — междисциплинарное пространство, объединяющее художников, кураторов, культурных менеджеров, волонтеров и всех, кто любит и делает культуру. Вместе мы воплощаем в жизнь уникальные проекты и повышаем качественный уровень культурных инициатив в России.