Пуши (push-уведомления) — это короткие всплывающие напоминания на наших гаджетах. Они могут содержать призыв к действию или информацию, которую пользователю нужно вспомнить или узнать. Пуши используются в бизнесе (напоминания банков об оплате кредита, ипотеки и т. п.), маркетинге (предложения новых товаров), здравоохранении (напоминания о приеме лекарств или физической активности).
Как устроены пуши
Пуши — универсальный способ напоминаний, их можно использовать и в образовании. Считается, что они помогают держать темп обучения и не пропускать занятия. Например, пуши активно используются в популярном приложении Duolingo.

Перевод: «Не пропускай ни дня практики. Новые персональные уведомления могут найти вас, где бы вы ни были. Игнорируйте на свой страх и риск». «Дуолинго» предлагает пользователям попробовать специальные персональные пуш-уведомления. Источник
Использование этой технологии для учебы помогает внедрить в образовательный процесс распределенную практику (distributed practice). Распределенная практика — это повторение материала через определенные промежутки времени для более эффективного запоминания.

Структура пуш-уведомления. Левая сторона: название, иконка/изображение, иконки для кнопок действий. Правая сторона: настройки, «тело» уведомления, большое изображение, кнопки действий. Источник
В психологии существует теория дуального процесса: наши мысли возникают либо автоматически, либо рефлективно. Первым способом определяются 95% всех наших ежедневных действий [1]. Рефлекс действует только в тех ситуациях, когда автоматическая система не может справиться с задачей. Тогда наше решение может быть навязано эвристическим наблюдением: поступать так, как поступают люди вокруг.
Пуш-уведомления можно определить как механизм подталкивания. Это такая стратегия взаимодействия с пользователем, при которой все его решения предсказуемы [1]. Хансен и Йесперсен делят такую модель выбора на четыре категории:

Четыре возможных модели поведения по признакам автоматическое/рефлексивное мышление и непрозрачное/прозрачное подталкивание. Слева сверху по часовой стрелке: управлять выбором, предсказывать рефлексивный выбор, влиять на поведение, управлять поведением. Источник
Кроме деления на автоматические и рефлексивные модели поведения, исследователи предлагают еще одну классификацию: прозрачные и непрозрачные подталкивания в зависимости от того, может ли пользователь распознать исходные намерения.
Зависимость от пушей
Леа Ноббе, Ясмин Брайтвайзер, Даниэль Бидерман и Гарвин Брод провели эксперимент [4]: в течение 36 дней 85 студентов смотрели обучающее видео о преимуществах метода распределенной практики, некоторые из них случайным образом получали напоминания о содержании материала. В выборку вошли учащиеся младших классов (10–12 лет) из Германии. Усвоение материала контролировалось с помощью приложения для изучения лексики.
Результаты эксперимента [4]:
- студенты из контрольной группы обучались в среднем 26 из 36 дней,
- студенты из группы, которая получала напоминания, занимались в среднем 22 дня из 36 и пропустили в среднем четыре напоминания,
- тесты на проверку материала обе группы прошли примерно одинаково (76% для контрольной группы и 77% для группы с напоминаниями),
- когда напоминания не приходили, студенты реже приступали к занятиям, что может свидетельствовать о чрезмерной зависимости от напоминаний.

График, показывающий вероятность того, что участник приступит к занятиям. По оси X: день с начала эксперимента. По оси Y: предсказание вероятности использования обучающего приложения. Результаты представлены для трех групп: контрольная группа, группы с напоминаниями и без. Источник
Исследователи пришли к выводу, что со временем пагубное влияние напоминаний может усилиться. Чтобы учащиеся смогли перейти в режим распределенной практики без напоминаний, образовательный процесс должен превратиться в привычку и стать автоматическим. Пуши не всегда привязывают действие к постоянному контексту. То есть сначала нужно определить «сигнал» для начала занятий и связать его с действием, которое нужно выполнить.
Однако выводы этого эксперимента нужно использовать с осторожностью, так как у школьников того возраста, который попал в выборку, часто возникают проблемы с самоконтролем.
Пуши и концентрация
Исследовательская группа из Католического университета Кореи (Сыль-Ки Ким, Со-Ён Ким, Ханг-Бон Кан) сконцентрировалась на изучении зависимости от смартфона и пушей, измеряя мозговые волны с помощью ЭЭГ [2]. Выборка исследования — 14 участников, средний возраст — примерно 22 года. Участники предварительно прошли тест на наличие зависимости от гаджетов (по методике Корейского национального агентства информационного общества, Korean National Information Society Agency) и были разделены на две группы: с зависимостью от смартфона и без такого риска.
Участникам предлагалось сыграть в игру го-ного: если на экране загорается желтая точка, нужно нажать на кнопку, иначе — ничего не делать. Во время сеанса участникам приходили пуш-уведомления в виде вибрации, которое они могли видеть, но не могли проверить. Во время эксперимента записывались мозговые волны.

Схема проведения эксперимента. Слева направо: пробная сессия, отдых, сессия 1 (с пушами), отдых, сессия 2 (с пушами), отдых, сессия 3. Источник
Результаты:
- наибольшее влияние на концентрацию оказывали те уведомления, которые отправлялись непосредственно во время выполнения заданий,
- частота ошибок и задержка реакции неизменно были выше в группе риска,
- из-за влияния пушей группа риска принимала более поспешные, но чаще ошибочные решения.

Результаты игры в го-ного во время эксперимента: а — процент ошибок, б — время реакции. Результаты показаны отдельно для группы риска (красный пунктир) и группы без риска (голубая сплошная линия). Источник
Обе группы реагировали на пуш-уведомления.
Нужны ли пуши?
Влияние пушей может оказаться как положительным, так и отрицательным. Исследования показывают, что, с одной стороны, пуши легки в использовании, так как информация подается пользователю мгновенно и в удобном виде. С другой стороны, чрезмерное количество таких уведомлений может привести к зависимости от смартфона и вызвать стресс у пользователей, которые видят напоминания не по своей воле. Например, Тобиас Эш и Марен М. Михельсен говорят о том, что напоминания в сфере здравоохранения эффективны только в краткосрочной перспективе [3].
Чтобы однозначно подтвердить полезность пуш-уведомлений для учебы, требуется больше исследований на эту тему. Показательными были бы эксперименты для разных возрастных групп, навыков и типов обучения.
Источники
- Caraban, A., Karapanos, E., Gonçalves, D., Campos, P. (2019). 23 Ways to Nudge: A Review of Technology-Mediated Nudging in Human-Computer Interaction. 1-15. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/332745321_23_Ways_to_Nudge_A_Review_of_Technology-Mediated_Nudging_in_Human-Computer_Interaction (дата обращения: 20.04.2025).
- Kim SK, Kim SY, Kang HB. (2016). An Analysis of the Effects of Smartphone Push Notifications on Task Performance with regard to Smartphone Overuse Using ERP. Comput Intell Neurosci. [Электронный ресурс]. URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC4912993/ (дата обращения: 20.04.2025).
- Michaelsen Maren M. , Esch T. (2022). Functional Mechanisms of Health Behavior Change Techniques: A Conceptual Review. Frontiers in Psychology. 13. [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2022.725644 (дата обращения: 20.04.2025).
- Nobbe, L., Breitwieser, J., Biedermann, D. et al. Smartphone-based study reminders can be a double-edged sword. npj Sci. Learn. 9, 40 (2024). [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1038/s41539-024-00253-7 (дата обращения: 20.04.2025).