Читать нас в Telegram
Иллюстрация: Алёна Овчинникова

Как выглядели средневековые карты

В Средневековье существовало несколько видов карт, самые известные из них — так называемые mappa mundi (с лат. «карта мира»). Главная их особенность, отличающая их от современных — это иной подход к визуализации информации. Средневековые картографы не стремились с точностью передать облик земного глобуса, а изображали мир в заранее заготовленных схемах по принципу orbis terrae. 

Эти карты сейчас напоминают инфографики: они включали в себя как географические данные, так и информацию из религиозных текстов или трудов античных мудрецов, важных для средневекового человека. Mappa mundi нельзя назвать географически верными или точными: их основной целью служило символическое представление мира согласно догматам и канонам культуры того времени. 

Загадка происхождения средневековых названий 

Работать и анализировать mappa mundi — нетривиальная задача: картографы древности не раскрывали принципов построения своих «инфографик». Современным ученым часто приходится ломать голову над этими изображениями. Одна из таких запутанных проблем — исследование топонимов, географических названий. На разных картах некоторые топонимы могут совпадать или различаться — по неизвестным причинам. 

Американские историки Хизер Уоча (Heather Wacha) и Джейкоб Ливерньер (Jacob Levernier) разработали цифровой инструмент Veccompare, который выявляет, сравнивает и обрабатывает топонимы между двумя и более картами. Инструмент помогает определить, являлась ли одна карта прототипом другой или обе карты заимствовали топонимы из какого-то единого источника. Чтобы продемонстрировать преимущества veccompare в исследовании mappa mundi, историки решили проанализировать две карты из одного семейства карт, возможно, срисованные с одного общего источника, но с разными топонимами — Psalter Pictorial и Psalter List.

Американские исследователи изучали две карты средневекового Псалтыря — в виде изображения и списка. На карте-рисунке (слева) Христос обнимает землю и попирает ногами двух драконов. На карте-списке (справа) вместо изображений написаны названия провинций, городов и островов, разделенные на три континента. Источник: www.semanticscholar.org/

Подготовка данных для анализа карт 

Прежде чем начать сравнение, историкам нужно было подготовить данные. Инструмент Veccompare — это не отдельная программа, а пакет для языка программирования R с добавлением новой функции к уже имеющимся инструментам, подобный библиотеке для python или плагину для браузера. Недостаточно было просто загрузить картинки с карт в veccompare и нажать кнопку, сначала все топонимы нужно было привести к единообразному стандартизированному виду. 

И хотя историки разработали отдельную программу для распознавания латинского текста с картинки, она была далека от совершенства. Поэтому коллекции топонимов для 10 mappa mundi — а это около 1837 уникальных элементов, пришлось составлять вручную. 

Еще одна причина «ручного вмешательства» — неясность написанных топонимов. Средневековые писатели и картографы тоже делали ошибки или не всегда могли разобрать чужой почерк, что приводило к постепенному искажению материала, иногда до полной неузнаваемости. Поэтому авторы проекта решили брать топонимы с минимальными изменениями. Добавлять обозначения или дописывать неуказанные слова приходилось только в тех случаях, когда иначе могла возникнуть путаница. 

  • Специальная обозначения c. (city) и r. (region) использовались для таких топонимов как Вавилон, который был и городом, и регионом, и названием страны одновременно. 
  • Чтобы отличить города с одинаковыми названиями друг от друга — одних Александрий встречалось около 12 — историки добавляли к ним названия регионов. Например, египетская Александрия приобрела обозначение «город в Египте» (in Egypt, с.). 
  • Некоторые топонимы в mappa mundi потребовали «насильственного»разделения — Are Liberi et Columne Erculis отмечают два разных места, связанных в единый элемент. Авторы проекты отделили Are Liberi от Columne Erculis. 
  • Еще одной проблемой с обозначениями в mappa mundi стали регионы с множественными именами. Так, у Скифии нашлось не меньше 7-8 вариантов — и это не считая того, что каждый из элементов мог быть Верхней или Нижней Скифией. Авторы проекта уменьшили многозначность до трех разных топонимов: Скифии, Верхней Скифии, Нижней Скифии. Они признают, что это — не идеальное решение, но идея была в том, чтобы не вносить серьезных изменений в оригинальные названия. 

Когда список топонимов был готов, его выгрузили в veccompare.

Что можно узнать с помощью veccompare

Veccompare в качестве пакета для R имеет несколько команд. Первая и основная для любого исследователя — compare.vectors. Программа берет весь список элементов, последовательно сравнивает с каждым отдельным списком для конкретной карты и рассчитывает все возможные совпадения. 

Процесс проходит в трех стадиях: union, intersection и difference. Union считает количество всех уникальных элементов списка без учета повторов для загруженных данных. 

При сравнении двух средневековые карт — Коттонскую (Cotton map) и карту Псалтыря (Psalter Pictorial Map) ученые установили общее число топонимов — 285. В это число входят 134 топонима, встречаемых только у карты Псалтыря, 118 — только в Коттонской, а также 33 топонима, которые встречаются и в первой, и во второй карте — они были посчитаны как уникальные элементы (вместо 66 элементов с повторениями получилось 33 элемента). На схеме — пересечения обоих карт. Фото: www.semanticscholar.org/

Результатом функции overlap или intersection становится число пересечения топонимов, которые встречаются во всех сравниваемых списках, и список с названием этих топонимов. Число пересечений Котинской и карты Псалтыря — 33 уникальных элемента. Имея число пересечений и уникальных для конкретной карты топонимов, можно рассчитать процент, сколько топонимов одной карты содержится в другой. Так, соотношение между Коттонской картой и Псалтырем — 22% и 20% соответственно. Подобные пропорции мало о чем говорят, но в данном случае 33 пересечения встречаются в ряде локаций, которые оба картографа брали из единого источника.

Гораздо интереснее случаи, когда отношения между картами ощутимее — например, как в случае между Херефордской и Соулейской. 

Сравнивая эти карты с помощью функций union и overlap, исследователи установили 154 пересечений, то есть топонимы Соулейской карты были на 68% сходны с Херефордской. 

Гипотеза о том, что Соулейская mappa mundi повторяет структуру Херефордской, высказывалась и ранее, ученые отмечали их схожий стиль в иллюстрациях. Благодаря цифровому методу это удалось подтвердить количественно. Фото: www.semanticscholar.org/

Последней функцией, которую дает veccompare в ходе compare.vectors является unique elements. Программа рассчитывает и составляет список с уникальными обозначениями для каждой отдельной карты. Эта функция помогла ученым понять, что скрывается за 68% пересечениями, почему целых 72 топонима в Саулейской карте совершенно уникальны. Одна из популярных версий — всё дело в искажениях названий. 

Допустим, топонимы Thazaron и Jazaron располагаются в одном месте и внешне схожи: тем менее, историки установили, что они происходят от одного топонима Lazorum gens, а тот, в свою очередь, относится к gens optimam Cathmorum. Как видно в этой цепочке, просто выявление совпадений не дает исчерпывающих данных о топонимах и их происхождении. Более того, иногда искажения бывают комичными: Партан в Албании на самом деле является Партаном в Армении, однако ввиду неразборчивого почерка Армения превратилась в Албанию.

Именно поэтому veccompare предлагает исследователям и второй инструмент — составление отчёта. Эта функция позволяет построить несколько инфографиков: 

  • диаграмму Венна, где показываются сравниваемые списки, 
  • таблицу, которая показывает то же сравнение, но в пропорциях, 
  • векторную сеть, которая в виде графов показывает отношения между конкретными пропорциями в пересечениях топонимов.

С использованием всех перечисленных инструментов и можно составить полное понимание, была ли некая mappa mundi образцом для другой или у них был единый источник. В итоге, сравнивая две карты Псалтыря: карту-список и карту-рисунок друг с другом, ученые нашли между ними всего 44 пересечения — 33% к 26% соответственно.

Вероятно, причина несходства этих карт из одного семейства — в многочисленных искажениях — как в примере с Jazaron и Thazaron. Фото: www.semanticscholar.org/

Историки не удовлетворились только этим. Они сравнили карты Псалтыря с 10 другими картами и нашли наибольшее число пересечений со средневековой Descriptio mappe mundi (1128–1129 гг.), сохранившейся в виде описаний, а не полноценной карты. Из этого ученые сделали выводы, что обе карты Псалтыря делались по образцу книжного описания Descriptio, но разными картографами, каждый из которых исказил некоторые топонимы. Эти искажения не позволили сразу обнаружить параллели при прямом сопоставлении обеих mappa mundi.

Сравнивая карты Псалтыря с географическим описанием Descriptio mappe mundi, ученые обнаружили сходство топонимов — 69% и 76% соответственно. Фото: www.semanticscholar.org/

Еще некоторые время назад средневековые карты были крепким орешком для ученых: они изучались простейшими компаративистскими методами, а количество топонимов, в них указанных, было неподъемным для обработки вручную. Использование программирования на R и таких цифровых инструментов как veccompare сегодня означает прорыв в изучении этих увлекательных исторических документов.