Граффити сопровождало общество с самых ранних этапов развития цивилизации. Даже такие «маргинальные следы» человеческой жизни, как рисунки на стенах, могут многое рассказать о прошлом. Изучением таких следов занимается эпиграфика. «Системный Блокъ» уже рассказывал о том, что такое цифровая эпиграфика. Теперь показываем на конкретном примере: как учёные при помощи современных технологий изучают изображения, высеченные на стенах древнеегипетского храма.
Разрисованное святилище богини Исиды
Остров Филы. Источник: Austrian Archaeological Institute
Храм Исиды на острове Филы посреди Нила был построен в IV веке до н. э. Исида была одной из самых почитаемых богинь Древнего Египта. На протяжении двух веков здесь не иссякал поток паломников со всего Египта и даже из таких отдалённых мест, как Кипр и Рим. Посетители тысячами прибывали на остров, чтобы почтить богиню, и оставляли множество надписей и рисунков на стенах её храма.
Древние каменные блоки храма покрыты вырезанными именами, датами, рисунками. В основном древние туристы обращались к Исиде с молитвой. Например, рисунки кораблей служили просьбой о благополучном плавании или благодарностью за спасение на море.
Изображение корабля на стенах храма Исиды на Филах. Источник: The Ancient World Image Bank
Такие граффити, в отличие от современных, не выставлялись на всеобщее обозрение, но предназначались в дар Исиде взамен на её покровительство. Изображения, процарапанные карманными ножами, — небольшие по площади и всего несколько миллиметров в глубину. Поэтому они теряются на фоне монументальных рельефов храма, которые были выполнены профессиональными резчиками сразу после завершения строительства здания.
Надписи в основном создавались на демотике — скорописном типе египетской иероглифической системы. Эти текстовые памятники были исследованы и опубликованы проектом по сбору эпиграфики Храма Фил.
Однако в эпоху, когда грамотность была скорее привилегией, чем общедоступным инструментом, большáя часть паломников предпочитала фигуративные изображения. К ним и обратились создатели проекта Граффити Храма Фил (при поддержке Совета социальных и гуманитарных исследований Канады SSHRC). Исследователи поставили задачу осветить несправедливо забытые «наскальные рисунки» эпохи греко-романского Египта.
Проект «Граффити Храма Фил»
По словам руководителя проекта Джитсе Дейкстра, профессора университета Оттавы (uOttawa), он и его коллеги — первые, кто использует продвинутые технологические методы для документации граффити в их архитектурном окружении. Дейкстра работает в соавторстве с Николасом Хедли — профессором географии Университета Саймона Фрейзера (SFU), Сабриной Хиггинс — археологом и историком искусства (так же из SFU), Роксаной Беланжер Сарразен, получающей докторский грант в университете Осло.
Технической частью исследования заведует Николас Хедли. Он ранее работал над картированием морского дна с океанографами и над созданием модели поверхности Марса с NASA. Хедли поделился опытом в области цифровой визуализации, а также набором высокотехнологичных гаджетов, которые, по мнению команды, однажды займут центральное место в будущих граффити-проектах.
Николас Хедли, профессор университета Саймона Фрейзера, на крыше часовни храмового комплекса Исиды на Филах. Сентябрь, 2021. Источник: The Philae Temple Graffiti Project
Ещё в 2016 году граффити фиксировались с помощью простых фотографий и калькирования. А теперь команда работает над созданием точной виртуальной модели малой часовни храма — маммиси, в переводе с коптского языка — «дом рождения». Прорывом стало использование сканера, который анализирует форму поверхности с помощью направленных лазерных лучей. Этому небольшому прибору удаётся запечатлеть рисунки даже в самых тёмных уголках храма. Так учёные могут увидеть то, что оставалось недоступным для человеческого взора на протяжении столетий.
В частях комплекса с более устойчивым освещением возможно применение многоугловой теневой фотосъемки (RTI). Технология заключается в объединении кадров с немного разных ракурсов в единое трёхмерное отображение поверхности стены. Ещё один метод сбора данных, применяющийся для изучения граффити на Филах, — фотограмметрия, то есть анализ объектов на основе фотографий. Способ исходит из базовых понятий оптики и геометрии проекций.
Николас Хедли регистрирует граффити на стенах часовни храмового комплекса на Филах. Источник: The Philae Temple Graffiti Project
Преимущество такого способа сохранения и изучения граффити — наглядность контекста. Самих фотографий и прорисовок недостаточно для передачи изучаемого памятника во всей полноте. Важно не только представлять, как выглядели рисунки, но и как они располагались в пространстве храма и относительно друг друга.
Полученная с помощью 3D-моделирования информация перерабатывается в «кирпичики» точной виртуальной копии часовни. После завершения всех работ авторы проекта надеются опубликовать модель в открытом доступе.
Миссия проекта
Вместе с базой данных древнеримских граффити, проект по изучению граффити храма Исиды вносит большой вклад в цифровизацию древних настенных надписей и изображений. Работа учёных делает доступным тот аспект человеческого творчества, который ранее оставался за рамками внимания.
Изображение Исиды на стенах храма на Филах. Источник: The Philae Temple Graffiti Project
Использование командой цифровых методов позволит в будущем учёным со всего мира получить полное представление о граффити комплекса Исиды. Трёхмерная модель, передающая фигуративные изображения и их окружение, будет полезной широкому кругу специалистов.
Например, большинство граффити сосредоточено во входных зонах архитектурного комплекса. Это может говорить о том, что далеко не все паломники допускались в наиболее сакральные помещения. А иконография божеств, выгравированных последователями культа со всего Египта и из соседних стран, может многое рассказать о культурных связях позднеантичного мира. И это лишь немногие вопросы, которые показывают, как фоторегистрация граффити на Филах может быть интересна научному сообществу.
Но рисунки, оставленные паломниками в храме Исиды, значимы и сами по себе, вне научного контекста. Через них можно соприкоснуться с приватной жизнью обычных людей Древнего мира: с их мыслями, религиозными представлениями, желаниями, надеждами. Раньше мы узнавали о древности благодаря памятникам искусства и литературы, благодаря законам, выбитым в камне. Теперь этот мир поворачивается к нам другой стороной — камерной, говорящей не об эпохе в целом, а об отдельных людях.
Источники
- September 2021 Campaign at Philae // Philae Temple Graffiti Project. URL: https://philaegraffiti.wordpress.com/2022/01/12/september-2021-campaign-at-philae/ (дата обращения: 29.11.2023).
- Crawford A. Archaeologists Are Using Modern Tools to Learn About Visitors to an Ancient Egyptian Temple // Smithsonian magazine. URL: https://www.smithsonianmag.com/history/archaeologusts-using-21st-century-tools-learn-about-visitors-ancient-egyptian-temple-graffiti-180982725/ (дата обращения: 29.11.2023).
- Milligan M. Study records 2,000 years of ancient graffiti in Egypt // Heritage Daily. URL: https://www.heritagedaily.com/2023/03/study-records-2000-years-of-ancient-graffiti-in-egypt/146713 (дата обращения: 29.11.2023).
- Mailloux Pulkinghorn I. The Egyptian Goddess and Her Graffiti // uOttawa. URL: https://www.uottawa.ca/about-us/media/news/news-all/egyptian-goddess-her-graffiti (дата обращения: 29.11.2023).
- Lust C. Researchers use 21st century methods to record 2,000 years of ancient graffiti in Egypt // SFU NEWS. URL: https://www.sfu.ca/sfunews/stories/2023/03/researchers-use-21st-century-methods-to-record-2-000-years-of-an.html (дата обращения: 29.11.2023).
- High-Tech Tools Used to Record Ancient Graffiti in Southern Egypt // Archaeology Magazine, a Publication of the Archaeological Institute of America. URL: https://www.archaeology.org/news/11329-230406-egypt-philae-graffiti (дата обращения: 29.11.2023).