Спецпроект: классное чтение

Классное чтение:
школьная программа по литературе
от Октябрьской революции до ЕГЭ

Кажется, что подростки 1930, 1970 и 2020-х годов принадлежат к совершенно разным мирам, однако у них есть кое-что общее — книжки, которые они проходят в школе. Мы изучили программы по литературе с 1919 года и выяснили, что остается стабильным на протяжении последних ста лет, а что изменилось.

Зарубежная литература

Когда в школьной программе появлялись Гарри Поттер и Бильбо Бэггинс? А когда изучали Гомера и Эсхила? Какие иностранные художественные произведения входят в школьный канон? Когда больше изучали зарубежных авторов: в советское время или сейчас?

Региональная литература

Каким национальным писателям уделялось больше внимания в советское время? И кто единственный автор, представитель народов России, чьи произведения нужно читать, чтобы сдать ЕГЭ?

Русская литература

Кто главный русский поэт для советского и российского школьника — Пушкин или Маяковский? Как за сто лет изменилось место Горького на уроках литературы?

Что и как мы изучали

Для анализа мы использовали два набора данных о школьном каноне, опубликованных в цифровом репозитории ИРЛИ РАН: корпус школьных программ 1919–1991 годов (составители — Марк Кондра, Елена Казакова) и 1998–2022 годов (составитель — Андрей Кокорин). Данные за 1991–1998 годы мы не изучали, поскольку на момент создания нашего материала они не были опубликованы. 

  • В датасет 1919–1991 годов входит 50 рабочих программ по литературе;
  • современный российский корпус включает в себя 42 документа: 10 рабочих программ по литературе в средней школе, 17 программ ЕГЭ с 2007 по 2023 годы и 15 программ ОГЭ с 2010 по 2023 годы.

Произведениям из современного датасета уже были присвоены метки  отечественной, зарубежной и региональной литературы, а в датасете советского периода эту разметку мы сделали сами.

Что такое школьный канон?

Филолог Михаил Павловец пишет, что литературный канон — это «устоявшийся перечень обязательных к изучению на основном и заключительном этапе школьного образования произведений русской и мировой литературы, далеко не всегда оформленный в виде отдельного списка, но более или менее стабильный в силу известной инерции самой образовательной системы» [3]. Он лежит в основе школьной программы и государственных экзаменов по литературе.

По словам социолога Бориса Дубина, школьный канон может не совпадать с актуальным, определяющимся литературной критикой, и модным, заданным издателями [4].

Проще говоря, школьный канон включает в себя список литературных произведений, которые должен знать каждый выпускник. Он сохраняется на протяжении долгого времени и позволяет людям из разных поколений ощущать свою причастность к одной культуре. Школьный канон складывается в результате государственной образовательной политики, поэтому имеет национальную специфику. В любом национальном каноне доминирует отечественная литература, однако мировой контекст в нем тоже может быть.

Источники

  1. Кондра М., Казакова Е. Программы по литературе для средней школы с 1919 по 1991 гг. [Набор данных] // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. 2022. 05 декабря. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2022.9-B006. URL: https://dataverse.pushdom.ru/dataset.xhtml?persistentId=doi:10.31860/openlit-2022.9-B006 (дата обращения 20.04.2024).
  2. Кокорин А. Литературные произведения в государственных стандартах и программах для средней школы 1998–2022 гг. [Набор данных] // Репозиторий открытых данных по русской литературе и фольклору. 2023. 22 июня. DOI: https://doi.org/10.31860/openlit-2022.12-B009. URL: https://dataverse.pushdom.ru/dataset.xhtml?persistentId=doi:10.31860/openlit-2022.12-B009 (дата обращения 20.04.2024).
  3. Павловец М. Школьный канон как поле битвы. Часть первая: историческая реконструкция [Электронный ресурс] // НЛО. 2016. № 106. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/106_nz_2_2016/article/11916/ (дата обращения 20.04.2024).
  4. Дубин Б. Н. Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре. Сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 345 с. С. 67–68.
  5. Павловец, М. Г. Что читали советские школьники? Как проводили уроки литературы наши родители, бабушки и дедушки, какие книги их заставляли читать — и зачем это было нужно [Электронный ресурс] // Библиотечное дело. 2017. № 20(302). С. 27-32. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=30727696 (дата обращения 20.04.2024).
  6. Бодрова, А. С., Вдовин, А. В. Лермонтов в советской школе (1953-1991): канон, идеология, педагогика [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lermontov-v-sovetskoy-shkole-1953-1991-kanon-ideologiya-pedagogika (дата обращения: 13.10.2024).

Кто работал над проектом?

  • Дарья Устюжанина, текст
  • Марина Гурова, анализ данных, текст, инфографика
  • Полина Матавина, анализ данных
  • Ксения Тихомирова, инфографика
  • Игорь Петров, инфографика
  • Карина Аглиулина, инфографика
  • Дарья Гуревич, редактор
  • Даниил Скоринкин, редактор
  • Евгения Родикова, иллюстрации
  • Надежда Луценко, иллюстрации
  • Ксения Здоровец, иллюстрации
  • Алена Овчинникова, иллюстрации
  • Илья Булгаков, куратор проекта

Мы также выражаем благодарность участникам проекта НИУ ВШЭ «Список чтения» Елизавете Лысовой-Голомзиной и Андрею Кокорину за экспертизу и рекомендации, которые мы получили в процессе работы.